Nihon Katchû Seisakuben
Online Japanese Armour Manual
Ранние сунэатэ были наголенниками из трех пластин без защиты колена. Защита колена стала появляться приблизительно в XII столетии. Эти наколенники, как и собственно сунэатэ, были стальными, либо из полностью лакированной кожи. Позже их стали делать из бригантины.
Тело сунэатэ первоначально делалось из облегающих ногу пластин, но сунэатэ в шестнадцатом столетии были либо из скрепленных пластин, стиль, называвшийся цубо (“труба”) сунэатэ, или пластинчатыми (сино-сунэатэ), как на предплечьях котэ. Небольшие секции кольчуги могли заполнять промежутки между сино.
Пластины или пластинки на внутренней стороне ноги имели половинную длину; нижняя часть, где лодыжка терлась об ремни стремени, покрывалась кожаной панелью, чтобы предотвратить перетирание этих ремней.
Сунэатэ крепился к голени при помощи пары шнуров, один на лодыжке, один под коленом.
Наколенники, называемые татэагэ, были низкими, лишь прикрывавшим коленную чашечку, хотя существуют образцы с чрезмерно увеличенными расширениями, закрывающими половину бедра – доспехи всадника. К шестнадцатому веку они приняли более внушительную и удобную высоту.
Татэагэ были двух типов – пластинчатые и тканевые. Тканевые – это кикко, хотя некоторые из сохранившихся моделей сделаны из ткани, покрытой кольчугой европейского стиля. Металлические пластины конечно лучше походят для использования в боях SCA, но даже под них я рекомендую надевать какие-нибудь подкладки.
Татэагэ из ткани был либо из одной, широкой панели из кикко, либо он разделялся на три панели. Для использования в SCA я рекомендую татэагэ из трех панелей по тем же причинам, что и Сакакибара Кодзан: одна панель кикко будет торчать открытой, когда вы сгибаете ногу, в то время как три панели будут держаться ближе к ноге. Однако, кикко – не самая лучшая защита для ваших коленей, как бы круто она не смотрелась. Если вы используете кикко, одевайте под ткань сплошной наколенник.
Самые дешевые сунэатэ не имели татэагэ – их делали сотнями для занимающих низкое положение асигару.
Татэагэ должен быть примерно на 25 мм выше вашего колена, когда вы стоите прямо. Если вы используете кикко, вам нужно будет одевать подкладку или сплошную броню под него. Тело сунэатэ должно идти прямо из под вашей коленной чашечки до кривой на верху вашей ступни (или кривой поверху обуви, в которой вы будете сражаться).В случае сино сунэатэ оружейник иногда помещал шарнир на центральной пластине примерно в 25 мм от низа, чтобы облегчить ходьбу. Это не необходимо, но неплохая возможность, о которой нужно знать.
Используйте сталь 1,2 мм. Нужды в большей толщине нет, но вы можете обдумать 1,5 или даже 1,9 мм если вы делаете очень узкие пластины, или сражаетесь с людьми, часто бьющими нижние удары. Вы можете не волноваться об ударах в голень, но только с защищенной стороны…
Металл защиты должен закрывать от половины до трех четвертей окружности вашей лодыжки. Помните об этом, когда будете делать пластины или сино. Вы можете, если хотите, вырезать более широкие сино или увеличить их количество. Я видел любые сунэатэ от 5-ти до 13-ти пластин (разумеется, их всегда нечетное число).
Ткань должна соответствовать ткани на котэ и хаидатэ. Сделайте тканевой основание в соответствии со спецификациями в главе “Перед тем, начать”.
Вырежьте ткань достаточно широкую, чтобы при одетой подкладке или броне для ноги, которую вы планируете носить под сунэатэ, ее края слегка перекрывались сзади. Высота – от верха ступни до низа коленной чашечки.
Вырежьте панели для татэагэ и выполните работы над бригантиной. Если вы делаете цубо-сунэатэ с цельнометаллическим татэагэ, не делая бригантину, вам, тем не менее, все равно понадобится ткань для подкладки под татэагэ. После того, как панели татэагэ вырезаны и, если надо, выполнена бригантина, обшейте их окантовкой.
Положите подкладочную ткань сунэатэ лицевой стороной вверх. Положите панель татэагэ на подкладочную ткань лицевой стороной вверх, так, чтобы нижний край панели был выровнен с краем ткани. Положите облицовочную ткань, а затем ткань основы на все это, лицевой стороной вниз. Сшейте все это вместе в 6 мм от края. Переверните ткань так, чтобы панель выходила из верха основы сунэатэ.
Иллюстрация слева изображает грубое приближение разреза верха сунэатэ. Сторона, где подписи – внутренняя (бледно-фиолетовым изображена подкладочная ткань), а противоположная сторона – лицевая (с толстой черной линией – изображающей одну из пластин).
Вырежьте панель из тонкой кожи – приблизительно 4 унции – которая соответствовала бы форме внутренней секции лодыжки. Она должна иметь ширину около трети ширины ткани, достаточно, чтобы закрыть внутреннюю сторону лодыжки, когда ткань обернута вокруг голени. Обычно это кожа черного или коричневого цвета, либо тисненая кожа, хотя я видел кожаные панели, покрытые золотым листом. Пришейте панель на место перед тем, как обшить края сунэатэ окантовкой.
Окантовка может полностью окружать сунэатэ, тогда лента начинается, идя по одной стороне основания сунэатэ, в том месте, где вставлена панель татэагэ, либо она может окружать низ и бока, оставляя верх просто сшитым, как он уже есть.
Шесть маленьких петель из ткани – по одной на самой дальней пластине с каждой стороны на лодыжке и внутренней части колена, и два в центре сунэатэ на том же горизонтальном уровне, позволяют вставить полосу ткани, которая и привязывает ваш сунэатэ к ноге. Вы можете обойтись и без петель, и пришить полосу прямо к пластинам простыми маленькими перекрестьями шнуровки. Это сделает завязки постоянными, они не оторвутся и не потеряются. Хорошая замена, на мой взгляд.
Эти завязки должны быть достаточно длинными, чтобы их можно было два раза обернуть вокруг ноги (на лодыжке и под коленом), и завязать спереди бантом.
Сино (или пластинчатые) сунэатэ – это самый распространенный тип, имеющий множество вариантов. Татэагэ практически без вариантов кикко.
Сино имеют ту же форму, что они же на котэ (см.). Они крепятся тем же способом – то есть, пришиты к ткани с вкраплениями кольчуги. Вы можете сделать их с небольшим наложением (от центра к краям) и скрепить пластины одну к другой с помощью перекрестной шнуровки. В этом случае вам придется использовать более широкие пластины, либо большее их количество. Эта броня, похоже, защищает лучше, чем обычный сино-сунэатэ с разделенными пластинами..
Отметим, что выкройки для сино на левую и на правую стороны сунэатэ идентичны, за исключением того, что вы должны делать все сино на внутренней стороне ноги короткими (укорачивайте на внутреннюю сторону по точечной полосе на выкройке). Это делается для того, чтобы позволить закрывать внутреннюю сторону лодыжки кожаной панелью вместо металлических пластин.
Когда все сино будут вырезаны, сформированы, в них будут пробиты отверстия и они будут покрашены, присоединяйте все кольчужные вставки, которые вы хотите использовать или сошнуруйте сино вместе, если вы предпочитаете этот стиль. Приделайте ваши завязки или петли для них к сино. Только теперь вы пришиваете сино к ткани тем же методом, каким вы пользовались, пришивая пластины и кольчугу на котэ.
Восхититесь делом ваших рук. Оденьте его. Станцуйте вокруг.
Цубо-сунэатэ более плотно пригнанный, облегающий сунэатэ из трех немного перекрывающихся пластин. Стальной татэагэ используется только с цубо-сунэатэ, хотя кикко так же может быть использован.
Вырежьте пластины по прилагаемой выкройке, и пробейте или просверлите все отмеченные отверстия. Отметим, что как и в синo-сунэатэ, выкройка для внутренней стороны ноги зеркальная копия внешней, хотя вы должны обрезать ее по пунктирной линии. Выгните пластины под ваши икры соответственно, слева и справа. Центральная пластина часто имеет посередине ребро жесткости, которое вы тоже можете сделать, хотя можно оставить ее и ровно выгнутой.
После того, как вы выгните все платины, покрасьте их или покройте порошковой краской. Когда краска высохнет, сошнуруйте их вместе сериями перекрестной шнуровки, при этом центральная пластина перекрывает обе боковых. Небольшие петли иногда использовались вместо шнуровки, но в случае цубо-сунэатэ шнуры были более распространены.
Сделайте завязки или пришив их непосредственно к пластинам, или сделав направляющие петельки. Отложите полутрубу и займитесь татэагэ.
Если вы делаете стальные татэагэ, вырежьте пластины по прилагаемой выкройке. Выгните их соответственно, прикладывая край “трубы” к нижнему краю (по иллюстрации). Нижние части должны быть изогнутыми, но плоскими в профиле, чтобы разместиться за верхом “трубы”, поскольку они пришнуровываются к телу сунэатэ.
Вы должны делать тканевую основу для цубo-сунэатэ по немного другой выкройке. Низ более-менее такой же, но повторяет линию пластин, верх служит подкладкой цельной пластины татэагэ, вместо того, чтобы быть отрезанным прямо, оставляя место для дополнительной панели татэагэ из бригантины, так же как подкладка всего сунэатэ. Это подразумевало, что вы делаете сплошной татэагэ. Если вы делаете татэагэ из кикко, сделайте его по выкройке и прикрепите его к тканевой основе сунэатэ, как будто вы собирались делать синo-сунэатэ.
Если вы делаете сплошной татэагэ, возьмите ткань основания и проложите им полутрубу, образующую тело сунэатэ. С помощью шила проделайте отверстия в ткани основы, через которые к ней будет пришнуровываться татэагэ перекрестной шнуровкой. Это – ваш первый шаг; сошнуровывайте ткань основы с татэагэ, а татэагэ с телом сунэатэ - все одним действием. Если вы используете кикко, вы все равно используете крестовую шнуровку чтобы прикрепить верх ткани к трубе сунэатэ.
Затем, вы должны начать снизу, и рядами нитей или узлами шнурка связать тканевую подкладку с сунэатэ, вверх по одной стороне (и вдоль верха татэагэ, если он у вас сплошной), и вниз по другой. Еще у вас должно быть несколько сантиметров ткани, торчащей с каждой стороны, поскольку она обертывает ногу, как в сино сунэатэ.
Вы закончили. Попробуйте их надеть.
Следующие рисунки имеют ссылки на большие изображения (некоторые очень большие), которые появятся в отдельном окне, если вы захотите рассмотреть некоторые сунэатэ.
Сунэатэ с широкими пластинами, соединенными кольчугой, и соответственно поделенным на секции татэагэ. Период Эдо.
Сунэатэ из широких пластин с бригантинным татэагэ. Период Эдо.
Сунэатэ окруженный пластинами (без выреза на внутренней стороне лодыжки) и с набивным тканевым татэагэ. Период Эдо.
Сунэатэ пластинчатой конструкции с поделенным на секции бригантинным татэагэ. Период Эдо.
Простой типичный сино-сунэатэ. Это классическая модель.
Цубо-сунэатэ со сплошным татэагэ.
Остатки пары цубо-сунэатэ с потерявшимся кикко-татэагэ.
This page and all contents copyright ©2001, 2003 by Anthony J. Bryant.
Все права на эту страницу и ее содержимое принадлежат Антонии Дж. Брианту.
Перевод Погодаев А.Е. КИФР Хаттори
Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.