Клан Хаттори. Самурайские шляпы дзингаса.
Текст взят с сайта Arts of the Samurai
Перевод Хаттори Сандзиро |
Дзингаса (самурайские шляпы) в основном использовались с середины до позднего периода Эдо - с 1700 по 1860. Слово каса означает шляпа и дзин - военная.
Поскольку приод Эдо был временем мира, кабуто использовались реже, и дзингаса стали более популярны. Функции дзингаса были те же, что и у кабуто, но акцент сместился с защиты от стрел и мечей на защиту от дождя и солнца, а также на то, чтобы подчеркнуть "повседневную жизнь самурая во времена мира" навроде полицейской службы, охоты, верховой езды и т.п.. Кроме того, дзингаса использовались, чтобы показать социальный статус самурая - даймё, вероятно, продолжал носить доспехи и кабуто на официальных мероприятиях, но большую часть времени он проводил в дзингаса (хотя это могла быть "золотая дзингаса"). Использовали дзингаса, однако, не только самураи.
Различные типы (формы) дзингаса так же использовались по-разному. Наиболее четко это видно в бадзёгаса (колпаках для верховой езды). Обычно они были высокого качества, потому что они предназанчались исключительно (и по цене тоже) для тех, кто мог позволить себе содержать лошадь (смотри дзингаса 01, 04, 09-12).
Итимондзи-гаса (прямая линия). В них невозможно ездить на лошади, их никогда не смогли бы использовать в бою или драке, и единственная возможность их использовать предоставляется пока сильно не двигаешься.....(смотри дзингаса 02, 05, 06, 08).
Топпай-гаса. Конический тип - другая четко определеная форма. Эта форма известна по "полкам", вооруженным танэгасима (мушкетами).
Дзингаса делались из железа, кожи, бумаги, дерева или бамбука. Почти всегда покрыты какой-нибудь разновидностью лака разных цветов, основным цветом был черный. Возможно по цвету можно было определить социальный статус: золотой у даймё, ярко-красный для средних рангов и черный для низших классов самурайства. Даже горожанам, ремесленникам и фермерам было дозволено носить дзингаса. Часто дзингаса были украшены мон (фамильными, или скорее айдзируси - родственными знаками), показывающими клановую принадлежность. Внутренняя часть была окрашена в черный или ярко-красный и, иногда, золотые крупинки рассеивались по черной или красной основе. Когда смотришь на некоторые дзингаса, кажется, что носить их практически невозможно. Такой неглубокий верх должен был иметь жесткую конструкцию, чтобы удерживаться на голове: для этого внутрь помещались подушечки дзабутон и агохимо, кольца для крепления подбородочных завязок. Иногда там так же были вспомогательные кольца химотоси, чтобы добавить защиту шеи из ткани. Дзабутоны имели разные формы: квадратные, в форме валиков или треугольные, как это можно видеть на разных образцах, приведенных
здесь. Бадзёгаса, конечно же, должна была иметь надежное крепление. Быстрая скачка на лошади с поднятым ободом нагружает завязки дзингаса.Материалы и устройство дзингаса
Железные дзингаса | |||
01 Железный дзингаса кабуто из 16-ти пластин | 02 Железная дзингаса клана Ако | ||
Конические дзингаса | |||
03 Дзингаса с коричневой лакировкой | 07 Вулканическая дзингаса | ||
Итимондзигаса ("плоские дзингаса") | |||
05 Дзингаса с сакурой на верхушке | 06 Дзингаса с песчанной структурой | ||
08 Плоская дзингаса с двойным мон | 14 Большая дзингаса с луной в тучах | ||
15 Большая дзингаса с ободом | 16 Коричневатая дзингаса | ||
Бадзёгаса (шляпы для верховой езды) |
|||
04 Позолоченная военная шляпа | |||
09 Дзингаса с "луной" | 10 Дзингаса с золотым крестом | ||
11 Дзингаса с цветком | 12 Дзингаса с мон в квадрате | ||
13 "Двойная" дзингаса | |||
17 Ямабуси дзингаса |