Синмен Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Генсин, более известный как Миямото Мусаси, родился в деревне Миямото в провинции Миасака в 1584 году. "Мусаси" - это название местности к юго-западу от Токио, а обращение "но-Ками", отмечает благородное происхождение носителя имени. "Фудзивара" же - одна из самых знатных фамилий Японии, имеющая более чем тысячелетнюю историю.
Предками Мусаси были члены ветви сильного клана Харими на Кюсю, южном японском острове. Харада Сёкан, его дед, служил у Синмэн Ига-но-Ками Судэсиги, владельца замка Такэяма. Князь, высоко ценивший Хираду, выдал за него свою дочь.
Когда Мусаси было семь лет, его отец, Мунисай то ли умер, то ли покинул семью. Вскоре умерла и мать и малолетний Бэн-но-Сукэ, как в детстве звали Мусаси, остался на попечении своего дяди по матери, который был монахом. В раздираемой усобицами стране, ребенок рос отнюдь не беззащитной сиротинкой. Мальчуган очень скоро превратился в грубого подростка, волевого и крупного для своего возраста. Неизвестно, привлекал ли его дядя к занятиям Кэндо, или Мусаси привели к ним агрессивная натура, но известно, что он убил человека, когда ему было всего тринадцать лет. Его противником оказался Арима Кихей, самурай из школы воинских искусств Синто-рю, искусный во владении копьем и мечом. Мальчик швырнул его на землю и ударил палкой по голове, когда тот попытался подняться. Кихей умер, захлебываясь кровью.
Следующий бой Мусаси состоялся, когда ему было шестнадцать лет. Он нанес поражение прославленному бойцу Тадасима Акияме. Примерно в это же время мальчик покидает дом и отправляется в "воинские скитания", совершая "паломничество самурая". Забегая вперед, скажем, что на протяжении своего жизненного пути Мусаси вышел победителем в огромном количестве поединков и участвовал в шести войнах, пока, наконец, в возрасте пятидесяти лет не утихомирился и не занялся подведением итогов.
Надо сказать, что во все века множество ронинов бродило в Японии в подобных странствиях. Кто-то путешествовал, как Мусаси, в одиночку, кто-то в сопровождении товарищей, как, например, знаменитый фехтовальщик ХVI века Цукахара Бокудэн, имевший свиту в сотню человек.
Последнюю часть жизни Мусаси проводит вдали от общества, посвятив себя поискам простветления на Пути меча. Озабоченный лишь совершенствованием своего искусства, мастер боя живет в совершенно нечеловеческих условиях, мокрый от дождей, продуваемый ветром, не причесываясь, не глядя на женщин, не занимаясь ничем, кроме оттачивания своего искусства. Говорят, он в это время никогда не принимал ванны, чтобы не быть застигнутым врасплох без оружия, и приобрел дикий и жутковатый вид.
Впрочем, до этих дней еще далеко. Пока же молодой Мусаси вступает в ряды армии Асикага, чтобы участвовать в битве против Иэясу. Он переживает ужасные дни поражения, когда в кровавой бойне гибнет около семидесяти тысяч человек, и счастливо избегает смерти от руки преследывателей.
В столицу Японии, Киото, Мусаси является когда ему исполняется двадцать один год. Здесь разворачивается его борьба против семьи Ёсиока. Несколько поколений фамилии Ёсиока были наставниками фехтования при доме Асикага. Позже, когда Токугава запретил им преподавать Кэндо, члены этой семьи стали красильщиками и занимаются этим ремеслом по сей день.
Некогда Мунисай, отец Мусаси, был приглашен в Киото сегуном Асикага Ёсиаки. Мунисай был умелым фехтовальщиком и специалистом по "дзиттэ", стальной дубинке с крюком для захвата лезвия меча. История повествует, что Мунисай сражался с тремя Ёсиока, но выиграл только в двух поединках, что, возможно, и стало причиной ненависти Мусаси к этой семье.
Ёсиока Сэйдзиро, глава семьи, был приглашен первым за городскую черту. Сэйдзиро бился настоящим мечом, Мусаси - деревянным. Мусаси опрокинул Сейдзиро яростным натиском и зверски лупил его, лежащего на земле. Слуги отнесли хозяина домой, где он стыда отрезал свой самурайский узел волос на макушке.
Мусаси не уезжал из столицы, его присутствие раздражало Ёсиока. Второй брат Сэйдзиро, Дэнситиро, вызвал Мусаси на дуэль. Юноша беззаботно опоздал к назначенному часу, но, наконец объявившись, уже через несколько секунд после начала схватки разбил череп своего противника одним ударом деревянного меча. Дэнситиро упал замертво. Семейство послало Мусаси еще один вызов - от лица юного сына Сэйдзиро, Ханситиро, лучшего фехтовальщика в семье. Несмотря на такие способности, Ханситиро был подростком, ему еще не исполнилось двадцати лет. Схватка должна была состояться в сосновой роще, прилегающей к рисовому полю. На этот раз Мусаси прибыл на место задолго до назначенного часа и спрятался, поджидая противника. Молодой Ёсиока появился в полном боевом снаряжении, в сопровождении хорошо вооруженных слуг, с твердым намерением разделаться с врагом семьи. Мусаси ждал, скрытый тенью от дерева до тех пор, пока все не решили, что он испугался и покинул Киото. Тогда Мусаси неожиданно выскочил из укрытия и зарубил противника. Быстро действую двумя мечами, он пробился через толпу слуг и исчез.
После этого жуткого эпизода Мусаси долго странствовал по всей Японии, став легендой еще при жизни. Мы находим упоминание его имени и рассказы о его подвигах в хрониках, дневниках, в надписях на монументах и в народной памяти от Токио до Кюсю. Он провел более шестидесяти схваток еще до того, как ему исполнилось двадцать девять лет, и во всех вышел победителем. Самые ранние описания этих поединков содержатся в "Нитен Ки", "Хрониках Двух Небес", которые составлены его учениками поколение спустя после его смерти.
В 1605 году Мусаси посетил храм Ходзёин на юге столицы. Здесь у него состоялась схватка с Оку Ходзёин, учеником дзенского монаха Хоин Инэй секты Нитирен. Монах был мастером копья, но не шел ни в какое сравнение с Мусаси, который дважды его опрокинул ударами короткого деревянного меча. Мусаси остался в храме на некоторое время, изучая новую для него технику фехтования и наслаждаясь беседами с монахами. До сегодняшнего дня сохранились наставления для упражнений с копьем, практикуемые монахами Ходзёин. Интересно, что в древности слово "осё", означающее сейчас "священник" ("монах"), понималось как "учитель фехтования копьем". Хоин Инэй был учеником Идзуми Мусаси-но-Ками, мастера Кэндо Синто. Этот монах особенно хорошо дрался пожарными баграми с наконечниками с виде скрещенных мечей, хранившимися под карнизами храма.
Когда Мусаси путешествовал по провинции Ига, он встретился в поединке с искусным бойцом по имени Сисидо Байкин, владевшим серпом на цепи. Сисидо взмахнул цепью, Мусаси выхватил кинжал и пронзил ему грудь. Наблюдавшие за схваткой ученики кинулись было на Мусаси, но он разогнал их прочь.
В провинции Идзумо Мусаси навестил князя Мацудайра, попрося разрешения схватиться с самым сильным его фехтовальщиком. В Идзумо было много искусных бойцов. Против мастера выставили человека, дравшегося восьмигранным деревянным шестом. Схватка состоялась в саду библиотеки. Ударами деревянных мечей Мусаси загнал самурая на ступени террасы и молниеносно атаковал его в лицо, а когда противник отшатнулся, раздробил ему обе кисти.
К удивлению собравшихся, князь попросил Мусаси сразиться с ним. Мусаси оттеснил князя на террасу и, когда тот рванулся в ответную атаку, Мусаси ударом "огня и камня" сломал его меч. Князь поклонился в знак поражения, и Мусаси на некоторое время остался у него в качестве учителя боя.
Самый известный поединок Мусаси состоялся в 17-й год эры Кэйтэ, в 1612 году, когда он находился в Огурё, городке провинции Будзэн. Его противником был Сасаки Кодзиро, молодой человек, разработавший изумительную технику фехтования, известную как "Цубамё-гаёси", или "пируэт ласточки", вдохновленную движениями хвоста ласточки в полете. Кодзиро содержал князь провинции, Хосокава Тадаоки. Мусаси обратился к Тадаоки за разрешением сразиться с Кодзиро через одного из самураев Хосокавы, некоего Нагаока Сато Окинага, бывшего некогда учеником Мусаси. Разрешение было дано.
Поединок назначили на восемь часов утра следующего дня. Местом его проведения должен был стать остров в нескольких милях от Огуры. В ту же ночь Мусаси отправился пировать в дом Кобаяси Таро Дзаэмона. Это не прошло бесследно. Прошел слух, что в страхе перед филигранной техникой Кодзиро Мусаси бежал.
Действительно, на следующее утро Мусаси не явился на место схватки к назначенному часу. За ним отправили гонца. Мусаси с трудом добудились. Он встал, выпил воду из тазика для умывания и взгромоздился в лодку. Пока Сато Окинага греб к месту дуэли, Мусаси подвязал бумажными лентами рукава кимоно и выстрогал некое подобие меча из запасного весла. Проделав это, он прилег отдохнуть.
Лодка причалила к берегу. Кодзиро и его секунданты были поражены видом Мусаси. С растрепанными волосами, кое-как перехваченными полотенцем, он выскочил из лодки и, размахивая обрубком весла, бросился к противнику. Кодзиро обнажил меч - изумительный клинок работы Нагамицу из Бидзэна - и отбросил ножны. "Тебе они больше не понадобятся", - кивнул Мусаси, устремляясь вперед.
Кодзиро сделал выпад. Мусаси рванулся в сторону и опустил весло на голову врага. Когда Кодзиро падал, его меч задел полотенце на голове Мусаси и рассек пояс его широких штанов. Поняв, что в противником покончено, Мусаси поклонился онемевшим секундантам и, сверкая задницей, направился к лодке. Другие источники утверждают, что убив Кодзиро, Мусаси, отбросил весло, сделал несколько резвых прыжков , выхватил боевые мечи и с криком замахал ими над поверженным противником.
Примерно в это время Мусаси совершенно перестал использовать в поединках настоящие клинки. Он сделался непобедимым и с этого момента посвятил себя поискам совершенного понимания Пути Кэндо.
В 1614 и 1615 годах мастер воспользовался случаем вновь испытать себя в боевых условиях. Иэясу осадил замок Осака, где собрались поднявшие мятеж сторонники семьи Асикага. Мусаси присоединился к войскам Токугавы в зимнюю и летнюю компанию, сражаясь теперь против тех, за кого бился в молодости при Сэкигахара.
Согласно его собственным писаниям, Мусаси пришел к пониманию стратегии боя, когда ему было пятьдесят или пятьдесят один, в 1634 году. Он вместе со своим приемным сыном Иори, беспризорником, подобранным во время путешествия в провинции Дэва, осел в Огуре. С тех пор Мусаси больше не покидал остров Кюсю. В те времена замком Кумамото, центром провинции Хиго, владела семья Хосокава. Князем провинции Бундзэн был Огасавара. Иори пошел на службу к Огасавара Тададзане и в качестве капитана армии Тададзане сражался с христианами во время восстания Симавары в 1638 году, когда Мусаси было около пятидесяти пяти. Князья южных провинций всегда стояли против власти Токугава и выступали зачинщиками интриг с иностранцами и японцами- христианами. Мусаси находился в составе военного совета при Симавары, где была учинена бойня над христианами. После этого Иэясу закрыл японские порты для иностранцев, и это положение просуществовало более двух веков.
После шести лет жизни в Огуре Мусаси был приглашен к Тюри, владельцу замка Кумамото, родственника Хокасавы. Он провел у князя несколько лет, занимаясь живописью и обучением самураев владетельного феодала. В 1643 году мастер меча стал отшельником, удалившись в пещеру под названием "Рэйгэндо". Там он написал книгу "Го Рин Но Сё" , посвященную любимому ученику Тэруо Нобуюки. Через несколько дней после окончания труда 19 мая 1645 года Мусаси умер.
Мусаси известен в Японии как "Кэнсэй", то есть "Святой Меча", а его "Го Рин Но Сё" стоит в начале любой библиографии по Кендо, являясь уникальной книгой, освещающей как вопросы стратегии военных действий, так и методы одиночного поединка. Она не является диссертацией по военному делу, она, по словам самого Мусаси, всего лишь "руководство для мужчин, которые хотят научиться искусству стратегии", но ее содержание всегда находится за пределами понимания ученика. Чем больше читаешь эту книгу, тем больше находишь на ее страницах. Это завещание Мусаси, ключ к пути, по которому он шел. Ему еще не было тридцати, когда он стал непобедимым бойцом, но не осел и не основал школу, переполненный сознанием успеха, а с удвоенным усердием погрузился в дальнейший поиск. Даже к концу своих дней мастер презирал раскошную жизнь и два года провел в пещере, погруженный в глубокое самосозерцание. Поведение этого бесстрашного и упрямого человека было несомненно скромным и искренним.
Мусаси писал: "Когда обретаешь Путь Стратегии, нет ничего, чего ты бы не смог понять", и еще: "Ты будешь видеть Путь во всем". Действительно, сам он был мастером во всем. Он создал замечательные работы живописи тушью, быть может, более ценимые японцами, чем любые другие произведения этого жанра. В его картинах - бакланы, цветы и птицы, птица на высохшем дереве, Дарума (Бодхихарма) и многое другое. Мусаси стал искусным калиграфом, свидетельство чему - его произведение "Сэнки" ("Воинственный дух"). В одной из частных коллекций находиться маленькая деревянная статуэтка, изображающая буддийского святого Фудо Мноо, руки мастера боя. Недавно утеряна его скульптура Каннон. Мусаси создал ряд произведений из металла и основал школу изготовления гард для мечей. Считается, что он являлся автором бесчисленных поэм и песен. Ни одна из них, к сожалению, не сохранилась. Рассказывали, что сегун Иэмицу специально заказывал Мусаси описать восход солнца над замком Эдо.
На его картинах часто стоит печать "Мусаси" или псевдоним, "Нитэн". "Нитэн" означает "два неба", что порой связывают со стойкой воина, воздевшего два меча над головой. Мусаси является изобретателем школы фехтования, известной как "Нитэн рю", или "Энмэй рю" ("чистый круг").
Мусаси писал: "Изучи Пути всех профессий". Сам он именно так и поступал. Он перенимал жизненный опыт не только знаменитых мастеров меча, но и монахов, стратегов, художников и ремесленников, стараясь расширить свои познания.
Мусаси писал о различных аспектах фехтования так, что новичок мог изучать его текст на основе своего багажа, а мастер фехтования находил в тех же самых словах более высокий уровень знаний. Текст труда приложим не только к военной стратегии, но к любой ситуации, где требуется тактика.
Так что учение Мусаси актуально и в ХХ веке так же, как на средневековом поле боя, и приложимо не только к японцам, но и ко всем расам и народам, дух его можно выразить двумя словами - скромность и упорный труд.