Nihon Katchû Seisakuben
Online Japanese Armour Manual
Хаидатэ появились в Японском доспехе поздно, они получили распространение лишь приблизительно в 13-м веке. Существовало несколько промежуточных вариантов, использующих нетрадиционным способом хо-кодзанэ, но я не буду в это углубляться. Для любопытных, изображение таких ранних хаидатэ приводится справа внизу. Описываемые тут хаидатэ соответствуют 16-му веку.
Несмотря на то, что хаидатэ постоянно встречаются и в фильмах, и на картинах, и есть в каждом наборе доспехов, историки заявляют, что чаще всего самураи их не носили, считая неудобными и мешающими бегать. Может это и правда, но я, однажды став жертвой меча под названием Уничтожитель Бедер, полагаю, что вы сделаете хаидатэ и будете одевать их, когда сражаетесь. Ваши бедра скажут вам спасибо. Я даже зайду настолько далеко, что предположу - вы захотите одеть “обычную” (набедренники с наколенниками) защиту ноги под ваши хакама, если вы действительно хотите защитить свои бедра и колени.
Наибольший процент хаидатэ делался из небольших пластин, прямоугольных или узких со скругленным верхом и низом. Последние назывались гоиси-гасира-иёдзанэ. Эти пластинки имели немного отличающийся от остальных частей доспеха шаблон, рисунок отверстий на них тоже отличался. Так делалось из-за того, что пластины хаидатэ перекрывались лишь слегка (по сравнению с обычными иёдзанэ), при этом связывались друг с другом перекрестной шнуровкой, а между рядами пластин никакой соединяющей шнуровки не было. Эти пластины, когда их так делали, назывались кавара, или “плитки”, из-за их схожести с японскими кровельными плитками. По этой же причине, таким образом сделанные хаидатэ назывались кавара хаидатэ. Чтобы заморочить нам голову, японские оружейники решили, что термин иё-хаидатэ будет относится к хаидатэ, сделанным из маленьких плоских пластин размерами около 2,5x5 см, а не к тем, что сделаны из иёдзанэ. Смотрите рисунок.
Некоторая часть хаидатэ, например, приведенные сверху слева, делались чтобы одеваться просто как штаны; согласитесь, это просто бронированные короткие хакама.
Это действительно небольшая часть доспеха, но по сравнению со всеми остальными элементами это тот, над которым вам придется думать больше всего. Работая над частями из ткани, вы должны держать в уме размеры металлической части, а работая с металлом, помнить о тканевых частях. Это непросто, но вы сможете сделать это, если пару раз внимательно прочитаете руководство, посмотрите пол дюжины изображений хаидатэ, и только тогда начнете строить свои планы.
Независимо от того, делаете ли вы иё или кавара-хаидатэ, пластины могут быть металлическими или кожаными (а, да - из пластика). Если делать из кожи, подойдет куир-буилли. Вспомните, что я говорил о изготовлении из кожи кодзанэ, обдумайте и имейте ввиду. Для металлического сгодится сталь 1,2 мм, но лучше 1,5 мм. У всех пластин хаидатэ будут одинаковыми по ширине и высоте, здесь нет пластин для края или половинчатых пластин. В этом плане с ними легче иметь дело.
Измерьте вашу талию и разделите на четыре. Приплюсуйте 7,5 см к этому числу. Это ширина каждой из двух ваших панелей. Так же, это ширина, которую должен иметь каждый ряд пластин (не важно, иё или кавара). Мы назовем это число “W”. Теперь измеряем расстояние от вашего пупа до вершины вашей коленной чашечки, и делим на два. Полученный результат, который мы назовем “H”, является вертикальным размером металлической части. На данный момент забудем про остальные нарисованные размеры. H и W – это все, что нужно для железной части.
Кавара должны быть вырезаны и пробиты по приведенному шаблону (хотя вы можете сделать их узкими вплоть до 125 мм, затем закруглены и выгнуты как показано на иллюстрации. Прямоугольная пластина – для иё-хаидатэ, а другая – для кавара-хаидатэ. Пластины изображены в натуральную величину.
Если вы воспользовались кожей куир-буилли, используйте деревянную форму для придания формы коже во время ее высыхания. Нет фиксированного числа пластин кавара в ряду, их должно быть достаточно, чтобы достичь ширины W. Если у вас получается примерно на половину кавара уже W - ничего страшного, немного выступающий край ткани – это приемлемо. (С другой стороны, раз вы еще только планируете, вы можете пойти дальше и добавить лишнюю полную пластину, увеличив при этом ширину тканевой панели, либо уменьшить ширину тканевой панели, чтобы все влезло; выбор за вами).
Обычно было четыре ряда кавара, но ваша задача достичь H. Если вам нужны более высокие кавара – делайте их, другой способ – уменьшить их размеры, но увеличить число кавара в ряду и сделать пять рядов. Четыре ряда высоких толстых кавара смотрятся гораздо хуже пяти рядов коротких и узких. Придется больше поработать, но оно того стоит.
Для иё-хаидатэ нарежьте пластины так, чтобы у вас получилось от восьми до двенадцати пластин в ряду, при ширине W, и четыре или пять рядов, с общей высотой H (при измерениях не забывайте учитывать наложение в 5 мм. Эти пластины плоские, так что нужды тянуть или как-то еще придавать форму. Не делайте ваши пластины уже 25 мм они не будут выглядеть правильно при таких пропорциях. Это тот тип хаидатэ, где подойдут широкие толстые пластины, хотя даже оружейники той эпохи чувствовали, что слишком широкие иё (скажем, шире 50 мм) выглядят вульгарно. Помните, что как правило, большие пластины на хаидатэ подразумевали дешевизну, а дешевизна показывала низкий ранг владельца Важно помнить, что в итоге иё никогда не были квадратными, всегда были прямоугольными, причем длинная сторона – вертикальная.
После того, как все пластины вырезаны, выгнуты и пробиты, покрасьте или отложите их.
Отметим, что сверху и снизу в пластинах делается по паре отверстий, а в центре только одно с каждой стороны. Пробейте отверстия по шаблону для иё, или кавара. Пластины горизонтальными рядами шнуруются одна к другой, пока вы не достигнете желаемой ширины. Отметим, что верхний ряд и остальные ряды пластин у вас будут отличаться. Ряд, предназначенный для верха, шнуруется нормальной шнуровкой крест на крест по верху и низу, и прямым шнуром по центру. На краях средняя шнуровка выходит из отверстия и перехлестывается через край, завязываясь позади пластины, а сверху и снизу продевайте шнур прямыми верхними и нижними стежками (как показано на иллюстрации), делая узел позади пластины. На остальных рядах по верху делается не перекрестная шнуровка, а один горизонтально идущий шнур, как через центральные отверстия, продеваемый через нижние отверстия верхней пары. Так делается потому, что оставшиеся отверстия используются для привязывания ряда пластин к ткани хаидатэ.
Отложите в сторону ряды прошнурованных пластин.
Хотя хаидатэ покрыт металлом, это прежде всего деталь из ткани. Все методы работы с тканью, использовавшиеся в создании котэ и сунэатэ, используются и здесь, когда речь заходит о ткани. Рисунок внизу, с нанесенными измерениями, показывает размеры и форму для панели хаидатэ, и описывается ниже.
Хаидатэ состоит из двух панелей, одна для правой и одна для левой ноги. Поскольку они - зеркальные копии друг друга, я опишу создание панели только для правой ноги, для создания второй панели повторите все, соответственно меняя “лево” и “право”. Помните, что я описываю создание только одной панели. Так же помните, что все части, сделанные из ткани, состоят из холщовой основы, лицевой ткани и подкладки. (Возможно, вы даже захотите использовать тут два слоя холщовой подкладки для большей толщины или вставить слой-другой ватина как набивку, последнее не аутентично, но пожалуй будет неплохой идеей для боевого комплекта брони.)
На многих репликах доспехов, которые сегодня можно видеть, бронированная часть окружена узкой полоской набивной ткани. Это привнесение, не соответствующее периоду, поэтому мы проигнорируем его. Отметим так же, что не все хаидатэ соответствующего периода имели ремни или пуговицы позади ноги, чтобы удерживать хаидатэ на месте. Я опишу как их делать, а уж вам решать, использовать их, или нет. Я настоятельно рекомендую вам сделать их, если вы намереваетесь сражаться в этих хаидатэ.
Спасая вас от прокручивания взад-вперед, я повторяю тут рисунок, изображающий размеры и расположение. Измерьте вашу талию и разделите на четыре. Добавьте 75 мм к этой величине. Это W, ширина вашей панели (а так же, величина, к которой должен стремится каждый ряд пластин). Решите, где вы будете носить хаидатэ: на бедрах, или на талии. Если на талии, измерьте расстояние от вашего пупа до вершины вашей коленной чашечки. Если на бедрах, мерьте от них (в среднем, приблизительно на 5см ниже вашего пупа) до вершины вашей коленной чашечки. Это длина вашей панели, которую мы назовем L. Очевидно, секция из ткани (высоту которой мы назовем "F") будет короче чем бронированная секция, если вы носите хаидатэ на бедрах, и они будут примерно одинаковой длины, если вы носите хаидатэ на талии. Обе модели были обычны. Идеально, когда на одетых хаидатэ слой брони начинается примерно на уровне вашей промежности.
Вырежьте набор из ткани каждого слоя. Не волнуйтесь о допустимости шва, поскольку ткань обрамляется окантовочной лентой; вырезайте по точным размерам, которые вы получили на предыдущем шаге. Возможно, вам будет проще скрепить все слои ткани вместе, чтобы вырезать из них за раз все и одного размера.
Сделайте разрез вниз панели на 75 мм внутрь панели длиной две трети F. Он показан длинной вертикальной сплошной линией возле правого края на выкройке, изображенной вверху слева. Это мутисаси-но-ана (лит. “отверстие для просовывания прута”, предположительно названное так потому, что вы можете просунуть туда свое болтающееся хозяйство, и оно будет оставаться на месте). Мутисаси-но-ана не обязательная часть – на многих хаидатэ ее нет, но она часто встречается. Кроме того, некоторые хаидатэ имеют мутисаси-но-ана на другой (т.е. внешней) стороне панели.
Теперь отложите подкладочную ткань на некоторое время, пока вы не будете готовы сшить все вместе.
Вам понадобятся две полосы тисненой кожи шириной 4 см. Они должны быть сделаны по методу, описанному в части “Перед тем, как начать”. Одна, длиной F, и идет вертикально от верха панели до секции брони, и размещается на пол пути между вертикальным разрезом и внешним краем панели. Вторая имеет длину W и идет от края до края, низ ее идет по высоте H. Горизонтальная полоса накладывается на вертикальную. Отмечу, что обычно кожаная окантовка (кобэри) применялось лишь для верхнего края горизонтальной панели. Она называется тикара-гава (дословно, “сильная кожа”) и создает дополнительное усиление в хаидатэ. Пришейте ее к основанию и уплотняющим слоям, но не через подкладку (она у вас должна быть отложена в сторону).
У вас есть на выбор два метода, чтобы сделать фиксирующие ремни. Если вы уверены, что хаидатэ будут облегать вашу ногу с некоторым запасом, делайте ремни длиной в половину W плюс 7,5 см для наложения, чтобы застегнуть пуговицу. (Да - пуговицу. Японцы использовали пуговицы, только редко.) Если вы делаете более узкие хаидатэ, измерьте вместо этого окружность вашего бедра в мясистой части. Вычтите из полученного значения W, поделите на два и добавьте 7,5 см для наложения под пуговицу. (В результате этого метода длина ремней будет больше ширины тканевой панели, так как показано на рисунке слева, где ремни дают большую окружность, чем просто удвоенная ширина панели.) Около 4 см уйдут собственно на наложение, остаток будет вшит внутрь хаидатэ.
Вырежьте две полосы – одну для левой стороны, другую для правой. Они должны сужаться с 7,5 см на внешней стороне до 4 см на конце. Прошейте ремни по краю, потом размещайте их так, чтобы они торчали примерно на середине того, что станет бронированной частью панели (т.е., вниз примерно на две трети длины панели).
(Если вы желаете, вы можете сейчас приступить к сборке бронированной секции, чтобы ни один узел или стежок не выступал на подкладке. Когда вы закончите с бронированием и все пластины с кольчугой (если она используется) будут прикреплены к лицевому слою и основе, вы вернетесь сюда и займетесь подкладкой и прочим. Тогда вы не сможете снять пластины с хаидатэ без полного их демонтажа. Так же, вы можете прикрепить пластины тогда, когда подкладка уже будет на месте. Это будет не так красиво, но ремонтировать хаидатэ станет легче, и в любом случае, никто не увидит внутреннюю часть вашей защиты ноги.)
Теперь возьмите подкладочную ткань и поместите ее после уплотняющего слоя и ремней. Убедитесь, что поддерживающие ремни находятся между двумя слоями уплотняющей ткани или между уплотняющей и подкладочной тканью – не между уплотняющим и лицевым слоями. Теперь прошейте панель по краю. Это будет удерживать вместе разные слои панели и закрепит на ней ремни.
Обшейте панель окантовочной лентой вниз по левому краю, вокруг левого ремня, по низу панели, по правому краю и вокруг правого ремня вверх до правого верхнего угла. Не обращайте внимания, что не прошит верх панели, он будет закрыт завязкой для талии. Прошейте так же вертикальный разрез, сделанный вами в панели
Пришейте пуговицу на конец левого ремня и сделайте соответствующую прорезь для пуговицы в правом ремне.
Теперь вы должны сделать изгиб на конце панели. Смотрите иллюстрацию. По существу, вы выгибаете вертикальную стрелку по внешнему краю хаидатэ на глубину примерно 2 см (следовательно, уменьшая полную длину на 4 см. Сделайте маленький стежок в этом месте, чтобы он удерживал сгиб, пока вы не пришьете завязку.
Теперь повторите весь процесс для другой панели, просто развернув ее. (Не сделайте две правых ноги.) Когда вы закончите, у вас будет левая и правая панели.
Положите панели бок о бок с наложением в 2,5 - 4 см. так, чтобы панель для правой ноги была поверх левой.
Возьмите какую-либо плотную ткань темного цвета, сочетающегося с тканью основы (и желательно, соответствующую завязкам на сунэатэ), и вырежьте полосу шириной 13 см, а длины такой, чтобы обернуть на раз с каждой стороны ваше тело и завязать спереди в узел (например, если ваша талия 97 см, длина должна бать примерно 229 см). Сверните ее по длине пополам, прогладьте, затем разверните, и загните края внутрь к середине. Сверните по сгибу и снова прогладьте. Это учетверит ее толщину.
Возьмите завязку за середину, и отцентрируйте ее на двух панелях, помещая их внутрь сгиба как сэндвич. Заметим, что самый край левой панели сейчас перекрывает правую примерно на 2,5 см. Это только для того, чтобы не было промежутка. Закрепите их полностью на месте. Подверните концы завязки и зашейте, закрывая их. Теперь прошейте всю завязку длинными стежками по низу, по ходу захватывая панели.
И последнее, что вам нужно сделать, это вырезать полосу простой черной или коричневой кожи размерами 10 на 5 см приблизительно 4-5 унций весом. Проделайте два отверстия согласно выкройке и проденьте через них петлю шнура, завязав узел на задней стороне кожи. Оберните панель вокруг самого центра завязки так, чтобы она была вверху в центре хаидатэ, и петля смотрела вперед. Пришейте ее через завязку и внутренние углы обеих панелей. Для большей надежности вы можете приделать кожаную панель, и только тогда пробить отверстия и сделать петлю.
На этом тканевая часть хаидатэ закончена.
Начните с нижнего ряда пластин, “пришивайте” пластины справа налево.
Положите пластины на панель, отогните ткань в сторону кроме того места, где она перекрывается с нижним рядом шнуровки. Начните пришивать их, связывая узлы на шнуровке позади пластин и продевая нитку через все слои ткани и через подкладку. Продевайте нить туда и обратно через основу хаидатэ и шнуровку под нижней стороной пластин. Это точная работа, и она займет некоторое время. Сделайте последний узел на дальней стороне между основанием и пластиной. Теперь поднимите ткань достаточно для того, чтобы доставать до среднего ряда шнуровки и повторите процесс. Верх делается легко, поскольку вы делаете лишь несколько стежков через верхний ряд отверстий и через ткань. Это было просто.
Средние секции, где есть наложение между рядами, это трудная часть. Они делаются как повторение низа, просто трудно продеть иглу за другую пластину. Попробуйте продевать нить в верхние отверстия нижележащих пластин, и дело пойдет легче.
Просто повторяйте этот процесс ряд за рядом. Единственным отличием будет верхний ряд пластин, который пришивается по верху за шнуровкой, а не через отверстия. (Так делается потому, что верхний ряд прошнурован через верхние отверстия).
Для кавара-хаидатэ небольшое украшение допустимо. Самый распространенный способ украсить их, это использовать чередующиеся цвета шнуровки вдоль пластин, так, верхний ряд может быть белым, следующий красный, идущий далее желтый, следующий ряд кавара повторяет узор.
Это так же часто делалось с иё-хаидатэ, хотя чаще плитки красились в контрастные цвета, образующие шахматную клетку, или один ряд одного цвета, а следующий – другого. Герб владельца иногда рисовался по всей поверхности пластин в сборе, как в пазле, так, чтобы когда они сошнуровывались вместе, получался мон.
Глядя на хаидатэ вы можете подумать, что завязки вокруг талии недостаточно, чтобы их удерживать, что они могут соскальзывать вперед и вниз.
Да, вы правы.
Вот секрет ношения хаидатэ, известный немногим: это небольшая петля в центре хаидатэ удерживает их. Как? Здесь есть два варианта.
Внутри до, в самом низу спереди вы можете сделать пуговицу. После того, как вы одели хаидатэ и до, вы залазите под до и зацепляете петлю за пуговицу. Ваш до теперь поддерживает хаидатэ. К сожалению, немногие до выживают с таким приспособлением. Вас так же может не устроить лишний вес, повисший на ваших плечах. Это приводит нас ко второму способу.
Самурай носил несколько футов запасного шнура только для этого случая. После того, как одет хаидатэ, но перед одеванием до, проденьте шнур через петлю, один конец пойдет вокруг вашего левого бока, а второй – справа через верх. Свяжите концы шнура у вас на плече. Теперь ваш хаидатэ удерживается этими кустарными подтяжками. Это единственный приемлемый метод для тех хаидатэ, в которых нет петли, поскольку вы можете продевать шнур через левую и правую панели хаидатэ.
Следующие рисунки имеют ссылки на большие изображения (некоторые очень большие), которые появятся в отдельном окне, если вы захотите рассмотреть некоторые хаидатэ.
Эттю-хаидатэ – хаидатэ из маленьких металлических пластин или плотов (называемых икада), плавающих в море кольчуги. Этот стиль, чаще остальных, включал дополнительную секцию бронированной ткани, свисающей спереди чтобы защищать колени..
Хаидатэ только из кольчуги на ткани.
Кавара-хаидатэ.Это классический образец.
Иё-хаидатэ. Это тоже классический образец. Один из лучших.
Иё-хаидатэ. Это дешевый вариант. Больший размер пластин показывает, что это броня кого-то незначительного, имеющего низкий ранг..
Хаидатэ, представляющие собой нечто среднее между иё и эттю по изготовлению.
Очень простой иё-хаидатэ, но с броскими золотыми солнечными кругами, нанесенными лаком.
This page and all contents copyright ©2001, 2003 by Anthony J. Bryant.
Все права на эту страницу и ее содержимое принадлежат Антонии Дж. Брианту.
Перевод Погодаев А.Е. КИФР Хаттори
Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.