Nihon Katchû Seisakuben
Online Japanese Armour Manual

Часть Пятая:
Части шнуровки


      Каждая часть шнуровки имеет свое собственное имя, и использовать их правильно будет неплохо. Сама по себе шнуровка называется одоси, материал - одосигэ (лит "шнуровочные волосы"). Начальная шнуровка отдельных пластинок, чтобы сделать сплошные полосы, называется ситагарми, или сшивание низа. На самом деле она не относится к признанным частям одоси, термина, относящегося только к поддерживающей и декоративной шнуровке.

The different parts of odoshi       Небольшое отступление: Говорят, происхождение термина одоси связанно с глаголом одосу, устрашать. Такими яркими цветами.  Если разобраться, чтобы написать одоси (запугивание) и одоси (шнуровка), используются разные символы, и при использовании последних символов мы имеем сходно звучащий глагол одосу, "делать доспехи" (или, более правильно, сошнуровывать). Сейчас оружейники вообще используют как обозначение процесса изготовления доспехов глагол цукуру ("делать" — как в “ёрой во цукуру“).

      Шнур, идущий от одной пластины к другой, называющийся  по-английски “suspensory braid” - это кэдатэ. Шнуровка, соединяющая кусадзури с до - юруги ито.

      В полностью шнурованных доспехах самого древнего происхождения (у нас есть только остатки одного о-ёрой и модель еще одного), шнуровка, удерживающая пластины была прямой, идущей вверх-вниз, а не со сдвигом по диагонали. Идущий вверх и вниз по прямой вариант называется татэ гарами (стоящая шнуровка), а диагональная модель навамэ гарами (лит. "шнуровка, колышущая глаз"). Таким образом, основная часть шнуровки, та, где шнуровка поддерживает пластину, является или навамэ или татэ гарами. Обратите внимание, что в доспехах периода Сэнгоку татэ гарами не использовалась. Tategarami and nawame garame odoshi

      Крайний правый и крайний левый ряды шнуровки назывались мими ито (лит. "шнур-ухо"). Фактически, везде, кроме самых дешевых доспехов, они всегда отличались цветом от основной шнуровки, и, как правило, украшались каким-нибудь вариантом рисунка в елочку, называвшимся тидори одоси. Тидори значит “зуек”. Шнуровка была так названа потому, что, как говорят, она напоминает оперенье этой птички. В отличие от остальной шнуровки, которая проходит лишь между двумя полосами, мими ито идет по всей длине части доспеха, будь она из двух пластин или из пяти. Поскольку она идет прямо, верх мими ито - всегда татэ гарами.

      Самая нижняя пластина, называемая хисинуи-но-ита, украшается широкой, ярко окрашенной перекрестной шнуровкой. (хисинуи). Она занимает нижние пары из четырех отверстий, где обычно проходит сита гарами. Хисинуи в старейших о-ёрой была из кожи, но с 1500-х годов обычно делалась из красного шнура, вне зависимости от цвета остальной шнуровки доспехов. Иногда, если доспехи были прошнурованы красным, хисинуи была желтой или оранжевой, просто чтобы создать контраст.

      Чтобы заполнить набор отверстий, обычно занятый кэдатэ, хисинуи-но-ита имеет вместо идущий стежок прямой шнуровки. Иногда он называется унамэ гарами. В некоторых доспехах, особенно ранних на подобие о-ёрой и самых ранних до мару, унамэ гарами делалась из того же шнуровочного материала, что и хисинуи. В тосэй гусоку, в унамэ практически всегда та же шнуровка, что и в мими ито. Шнур завязывается позади, и выходит из отверстия кэдатэ на самой верхней пластине, идет вниз через весь набор пластин, через хисинуи-но-ита, затем вверх по другой стороне, исчезает в отверстии кэдатэ верхней пластины, где завязывается узлом.

      Мими ито может быть контрастного цвета, если вы не смогли найти тидори одоси. Белый или светло-коричневый приемлемая альтернатива, хотя я видел не один комплект, в котором использовался желтый, при темно-синей или фиолетовой базовой шнуровке. Даже если доспехи шнуровались кожей, шнур мими ито был правилом. В исключительных случаях использовалась кожа контрастного цвета — часто простая, неокрашенная коричневая кожа.

 

Материалы

      Материалом для шнуровки были кожаные или шелковые шнуры (или хлопковая саржа в самых дешевых доспехах). Кожа была преимущественно оленьей, ее можно найти в большинстве магазинов, занимающихся кожей. Шелковый шнур предельно дорогой, поскольку он делается по специальному заказу по цвету и ширине. (Это поднимает другой важный вопрос, который будет описан далее: размер.) Когда я обучался в Японии, мой учитель не позволял мне использовать ничего, кроме шелка, и это болезненно отражалось на бумажнике.

      Логичная альтернатива шелковому шнуру - нейлоновый шнур или корд. Его можно найти в различных расцветках, он более прочный (так что он выдержит наши методы боя), и он плавиться под действием небольшого пламени (так что с ним легко работать и узлы никогда не останутся незавершенными). Парашютный корд - приличный источник, но вы должны удалить середину, чтобы сделать его плоским. Единственная проблема парашютного корда в том, что в плоском виде он имеет ширину в лучшем случае лишь 6,5 мм — узок по японским стандартам. Потребуются очень узкие пластинки, если вы делаете что-то со шнуровкой кэбики, или больше пар шнуровки, если вы делаете сугакэ.

real braid and faux braid       Еще один источник - продукция Hancock's Fabrics. Это особенный продукт этой компании. Они владеют брэндом на полипропиленовый шнур под названием Sew Perfect (совершенный сшиватель, продукт номер 1823). Он выпускается в двух вариантах: шириной 9,5 мм и 22,2 мм. Из любого выйдет великолепная шнуровка. Единственная помеха состоит в том, что он выпускается только черным, красным, белым и темно-синим. Учитывая, что это самые распространенные цвета шнуровки, это не проблема, но если вы хотите вычурную шнуровку, вам не повезло. Фотография слева показывает шнур Sew Perfect (красный) рядом с отрезком настоящей шелковой одосигэ (оранжевой)..

      Другой великолепный источник - Shoe Laces For Less (обувные шнурки по дешевке).Они продают широкий выбор шнурков для обуви разного цвета и ширины, и по оптовым ценам, что очень доступно.

     Еще один великолепный источник — и, возможно, лучший из всех — Rice Braid. Их шнуры доступны в очень широком ассортименте цветов и ширины. Некоторые из самых широких видов будут великолепны для о-ёрой раннего периода, и поставляются в множестве разных расцветок, которые удовлетворят любого, кроме самого взыскательного специалиста по шнуровке. Рекомендуемый продукт - “plain flat braid” (простой плоский шнур), нейлоновый или полиэстровый. Для кодзанэ Noble Plastics годятся и 9,5 и 13 миллиметровые варианты (последний создаст особенно роскошный вид).

      Последнее, что я предлагаю, это источник в Японии: Тораба. Это подлинная вещь, и стоит около $3.50 за метр. Не плохо, если вы делаете парадный комплект в сугакэ одоси, но если вы собираетесь в этом сражаться, и думаете о кэбики одоси, сперва выиграйте лотерею. С другой стороны, они поставляют множество полезных вещей, которые больше нигде не найти, включая хороший шнур для мими ито и даже шнур для фусэгуми, который вы сможете сразу использовать, вместо того, чтобы шить, пока не отвалиться рука. Вот ссылка на одоси. Скажите им, что вас прислал я.

      Если вы планируете использовать кожу, я рекомендую по возможности покупать ее того же цвета, что вы собираетесь использовать. Если вы обдумываете узорную кожу — такую как кодзакура гава одоси или сина гава одоси — вам придется самим делать на коже тиснение.

      Для шнуров и ткани шнуровка не должна быть длиннее 0,9 метра. Когда она пройдет туда-сюда через все эти отверстия, она станет весьма потрепанной. Для кожи длина в 13-15 см - это правило (достаточно только для одного или двух проходов входящей-исходящей шнуровки). Если вы делаете доспехи для боев, вы можете делать что хотите, но гораздо легче заменить секцию шнуровки, чем весь кусок.

      Если вы используете нейлон или плоские шнурки, вы получаете огромное преимущество работы с плавящимся материалом, все что вам надо делать - это наклонить шнур на задней части пластины, приложить нагретое лезвие ножа к нему, и вы получите твердую каплю шнура, которую не вытянет через отверстие. Раньше оружейники (как и те, кто сейчас работает с шелком или тканью) должны сперва обрезать и распушить срез, затем обильно нанести на него мастику, затем подвернуть края под себя, чтобы сделать эту каплю. Это лишь немного отличается по виду от наплавленной капли, но делается тяжелее и менее надежно в перспективе.

 

Типы шнуровки

Кэбики одоси

      Кэбики одоси (так же называемая “полной шнуровкой”) является, без сомнений, старейшей формой японской шнуровки. В этой шнуровке многочисленные толстые шнуры не оставляют промежутков на доспехах. Кэбики одоси крепит одну полосу к следующей, и шнуровка идет взад и вперед между двумя полосами, в отличие от сугакэ одоси.

 Lacing kebiki odoshi the proper way Lacing kebiki odoshi: reducing the count Lacing kebiki odoshi: increasing the count

     Шнуровка кэбики самая хитрая, она требует знания наибольшего количества методов. Как вы увеличите число шнуров, когда добавите пластинку (или просто увеличите ширину) полосы, идущей ниже? Как вы уменьшите шнуровку для противоположного эффекта? Поскольку это проще показать, чем объяснить, смотрите на иллюстрации вверху. Сравните их с методом шнуровки прямой кэбики. На самом деле, это достаточно просто.

      Кэбики должна шнуроваться слева направо, если вы держите пластину перед собой, передней стороной к вам. Диагонали  —  навамэ гарами — идут с "юго-запада" на "северо-восток". (Замечание: Если у вас есть копия Изготовления доспехов и шлемов в шестнадцатом веке  в Японии (Manufacture of Armour and Helmets in Sixteenth Century Japan) которую написал Сакакибара Кодзан, пропускайте там все иллюстрации по шнуровке. У художника получился узор шнуровки, идущий задом наперед! Взгляд, брошенный на любой комплект доспехов, покажет вам, что шнуровка идет по другому.)

 

Сугакэ одоси

How to lace sugake odoshi      Сугакэ одоси (другое название “редкая шнуровка”) появляется в пятнадцатом столетии как экономическая мера: она экономила и время, и деньги. Ее отличительный признак - пары шнура, выступающие как X. В отличие от кэбики одоси,сугакэ идет прямо вниз по всей длине детали, будь в ней две пластины или семь. Кэбики, конечно, идет только между двумя отдельными парами пластин.Proper lacing of sugake odoshi

      Сугакэ одоси очень проста, поэтому она лучший друг спешащего оружейника. Меньше отверстий, меньше наборов шнуровки, меньше  вещей, которые можно сделать неправильно. Проблема при использовании сугакэ в том, что вам действительно нужны будут самые широкие шнуры, или хотя бы существенно большее количество пар шнуровки. Не должно быть тонких, разделенных промежутками нитей. Это часто, очень часто, делается плохо (и даже некоторыми компаниями в Японии, изготовляющими "реплики доспехов" — позор им!). Как я говорил, между шнурами не должно быть промежутков. Перекрестья шнура в сугакэ не должно выглядеть как X, скорее как квадраты. Обратите внимание на иллюстрацию справа и фотографию внизу, чтобы увидеть как устроены правльно размещенные пары шнуровки.

      Настоящая сугакэ имеет позади пластины шнуровку (между хисинуи и кэдатэ), которая просто идет прямо, но для боев SCA я рекомендую вам завязать узлы (и хорошенько их заплавить), чтобы предотвратить любую возможную тенденцию пластин к сползанию.

Example of bad (left) and good (right) sugake odoshi
Доспехи слева, хотя и сделаны компанией из Японии, демонстрируют особенно плохую сугакэ одоси, рисунок которой я называю "X'ы и железная колея" — чрезвычайно распространенную проблему в японских доспехах SCA, и одну из тех, которую можно с легкостью избежать. Комплект справа, историческая модель, показывающая правильный метод шнуровки. Обратите внимание, здесь нет промежутков и "колеи", и перекрестья шнура не выглядят как X'ы.

 

Разное

      Шнуровка в три шнура (по существу, сугакэ с третьим шнуром между двумя другими, идущим вертикальной полосой, накладывающейся на X, чтобы придавать ему вид звездочки), называемая по разному - тикара одоси или мидокоро гакэ одоси, может иногда встречаться в книгах по доспехам, но она не зарегистрирована до середины 1600-х годов. То же относится к доспехам с "секциями" шнуровки — четыре или пять пар сугакэ — разделенными областями без шнура. Такие причуды, вероятно, созданы оружейниками периода Эдо, ищущих новые, более экзотичные методы украшения доспехов.

 

Хисинуи но ита

      Хисинуи но ита - самая нижняя пластина любой детали доспеха со шнуровкой. Она названа так потому, что это пластина (ита) с перекрестьями шнура (хисинуи), идущими вдоль низа. Очевидно, что в случае доспехов из пластинок, это структурный элемент, заменяющий делаемую на всех остальных полосах из пластинок ситагарами , которая скрыта оддерживающей шнуровкой и перекрытием полос.

      В случае доспехов из больших пластин, это, конечно, не требуется. Фактически, можно предположить, что если сделать большое количество отверстий, необходимых для изготовления хисинуи но ита, пластина станет слишком слабой, и не сможет противостоять постоянным ударным нагрузкам в сражениях. Это правда, и вы должны обдумать это, прежде чем делать доспехи, украшенные таким образом.

Varieties of hishinui no ita

      Учитывая меньшие пластины, часто используемые в кусадзури и содэ — и особенно в сикоро — часто встречается сокращение хисинуи но ита. Так, обычная хисинуи но ита имеет навамэ одоси из поддерживающей шнуровки, под ней проходит горизонтальная унамэ одоси (бегущий шнур), под ним два ряда перекрестий шнура. Во время периода сэнгоку часто встречаются доспехи, сделанные с унамэ одоси и только одним рядом перекрестий шнура, или, наоборот, двумя рядами перекрестий шнура, но без унамэ одоси. На самом деле, часто встречается самая нижняя пластина, не имеющая ничего, кроме навамэ одоси, даже если деталь прошнурована в кэбики одоси. Посмотрите на детали в главе "Содэ" и вы увидите много различных способов изготовления.

      Другая вещь, которую надо учитывать, это фактическое расположение перекрестий шнура. Если есть два ряда, они должны иметь смещение  — и это приводит к появлению одной пары "пустых" отверстий в конце каждого ряда (если число пар отверстий нечетное), или две пары пустых отверстий с обоих концов одного ряда (если число четное). Эти отверстия заполняются простой вертикальной полоской шнуровки вместо перекрестной шнуровки, требующей две пары отверстий. Для этих вертикальных полосок вы имеете выбор, каким способом прошнуровать их, в зависимости от числа отверстий. Смотрите внизу рисунок с четырьмя возможными вариантами, из которых можно выбирать. Будьте последовательными во всей шнуровке — не надо делать кусадзури, прошнурованный на половину по первому образцу, и на половину - по второму.

Размер шнуровки

      Не вся шнуровка имеет одинаковую ширину. Шнуровка, используемая в кусадзури и сикоро, к примеру, обычно уже той, что используется в до. При заказе шнуровки у ее изготовителя, оружейник задаст число нитей, это число нитей будет использоваться при изготовлении шнуровки. Изготовитель шнура окрашивает сразу все нити, затем он отсчитывает заданное число нитей и начинает плести шнур. Он так же использует эти же самые нити при изготовлении всех различающихся шнуров и завязок, используемых в доспехах. Таким образом гарантируется, что вся шнуровка (широкая или узкая) и завязки (круглые или плоские) будут соответствующими.

      Из-за потребности в шнуровке разной ширины в одном комплекте доспехов, вам придется проектировать любые доспехи, которые вы будете делать из кодзанэ, чтобы они соответствовали шнуровке, которую вы можете достать. Если вы достаточно удачливы, чтобы использовать источник с множеством шнуров разной ширины, но одного цвета и материала (к примеру, Rice Braid или другие, упомянутые выше), поздравляю. Если вы делаете доспехи с кожаной шнуровкой, вы можете обрезать кожу до любой ширины, какой захотите, так что вы можете использовать более широкие пластинки и проблема купленного-на-складе шнура перестает быть проблемой.

Lacing detail showing proper spacing and overlapping      Правильная кэбики одоси должна быть прошнурована так, чтобы один ряд слегка перекрывался со следующим рядом, слева. Не должно быть никаких промежутков. Сугакэ одоси должна прилегать непосредственно сторона к стороне, опять же никаких промежутков. Любые доспехи, которые можно встретить в музеях или книгах, и в которых видно промежутки, пострадали от времени и силы тяжести. Фото слева, часть доспехов с кодзакура гава (кожа с тисненными цветками вишни) одоси, ясно показывает, как наложение придает шнуровке богатый и роскошный вид.

      Что это означает?

      Это означает, что если вы работаете со шнуровкой шириной 6,4 мм (допустим, шнуровочный материал вроде распотрошенного парашютного корда), ваши пластинки не могут быть шире 12,7 мм. Никаких шуток. И 12,7 мм это предел. Если вы сделаете пластинки чуть шире, шнуровка не ляжет правильно, между рядами появятся промежутки, а доспехи будут выглядеть ужасно. Вот почему я стараюсь специально заказывать шнур, чтобы он соответствовал доспехам, которые я планирую изготовить.

      Шнуровка в кодзакура гава одоси о-ёрой из Ицукусима Дзиндзя имеет ширину в полные 2,54 см. Красный шелковый шнур в ака ито одоси о-ёрой оттуда же более 19 мм шириной. Это все же старые доспехи. Кодзанэ в кодзакура гава имеют ширину почти 51 мм, а они же в ака ито около 41 мм в ширину. Когда мы переходим к доспехам со шнуровкой из шнура в 6,4 мм, мы смотрим на иро-ито одоси харамаки в Сада Дзиндзя, кодзанэ в котором имеют ширину менее 12,7 мм. Да, вы правильно прочитали.

      Это надо иметь ввиду.

 

Цвета

      Вы можете выбирать из широкой палитры, хотя в течении последней части шестнадцатого столетия, во время Сэнгоку Дзидай (или, Эпохи Битв), доминирующим цветом, похоже, был темно-синий. Этот цвет шнуровки называется кон-ито одоси, и, как подразумевает название, является цветом шнура, не кожи. (Хотя было довольно много доспехов с кон-гава одоси, кон обычно продолжает считаться цветом шнура)

      Следующие по популярности цвета шнура после кон похоже были ака (красный) и хи (обычно переводимый как "алый", но на деле насыщенный оранжевый). Близко к ним шли моэги (зеленый), ёмоги (бледный, почти болезненный цвет), мурасаки (фиолетовый), сиро (белый) и куро (черный). После этих, остальные цвета другие цвета почти не встречаются. Нужно сделать замечание по мурасаки, так как хотя это и означает фиолетовый, часто более коричневые цвета или оттенки бургундского так же назывались мурасаки.

     Поскольку по традиции цвета и узоры шнуровки показываются на содэ — особенно на о-содэ — я так и поступлю здесь.

Aka ito odoshi Hanada ito odoshi Hi ito odoshi
Слева направо; Ака ито (красный шнур), ханада ито (светло-голубой шнур), хи ито (оранжевый шнур).

Kon ito odoshi Kuro ito odoshi Moegi ito odoshi
Слева направо; Кон ито (темно-синий шнур), куро ито (черный шнур), моэги ито (зеленый шнур)

Murasaki ito odoshi shiro ito odoshi Yomogi ito odoshi
Слева направо; Мурасаки ито (фиолетовый шнур), сиро ито (белый шнур), ёмоги ито (светло-зеленый шнур)..

      Эта ссылка приведет вас на насыщенную графикой страницу, показывающую примеры различных узоров шнуровки.

 

Другие шнуры и завязки

      Существует два типа шнуров и завязок. Один соответствует основному цвету одоси, другой соответствует мими ито. Доспехи могут содержать один, другой, или оба сразу. Завязки обычно круглые, а не плоские, как шнур в шнуровке доспехов.

      Требующиеся завязки это: (1) крепящие мунаита к ватагами, (2) крепящие ватагами к содэ, (3) стягивающий шнур, удерживающий до закрытым, (4) поддерживающие завязки для содэ (если они требуются) и (5) петли для стягивающего шнура. Другие шнуры, которые вы можете включить - это декоративные шнуры вдоль верха ватагами.

      Завязки и шнур котэ должны соответствовать ткани котэ, либо базовому цвету одоси. Синоби-но-о (шнур для шлема) может так же быть соответствующим, но не должен быть по настоящему толстой круглой версией основной шнуровки. Завязки для мэнпо и нодова, конечно, должны быть соответствующими.

This page was last modified on: 3/16/04

This page and all contents copyright ©2001, 2003 by Anthony J. Bryant.

Все права на эту страницу и ее содержимое принадлежат Антонии Дж. Брианту.
Перевод Погодаев А.Е. КИФР Хаттори
Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.


Наверх | На главную

Хостинг от uCoz