Nihon Katchû Seisakuben
Online Japanese Armour Manual
В этой части не стоит искать выкройки или стили доспехов, они будут приведены в специальных разделах по тем частям доспеха, над которыми вы будете работать. Другими словами, в этом разделе вы узнаете как работать и изготовлять японские кодзанэ (пластинки), но вам понадобиться заглянуть в разделы до или содэ, чтобы изучить размеры, формы и выкройки.
Первым делом вы должны определиться с материалом. Если вы используете настоящую кожу, чтобы получить настоящие японские доспехи - браво. Однако, обычная кожа не подойдет. Вам нужна будет сыромятная кожа. Толстая сыромятная кожа. Японская сыромятная кожа имеет - я не шучу - толщину более 3 мм. (Это толще, чем вы думаете. Посмотрите на линейку. Теперь прибавьте почти ту же толщину на слой лака.) Традиционно ее брали со спины китайского водяного буйвола. Это нудное занятие, вы пилите и сверлите, вместо того, чтобы резать и пробивать. Если вы используете кожу, вы делаете настоящие доспехи, которые можно помещать в музей, а не доспехи для контактных поединков в SCA или в других реконструкторских объединениях. Вы так же будете делать настоящую лакировку из натуральной смолы, не путаясь с материалами, продающимися в канистрах в автомагазинах или скобяных лавках, и это выходит за рамки данного руководства. Тем не менее, я буду счастлив дать вам методики, если вы попросите.
Итак... что вы собираетесь использовать?
Гладкий черный пластик — если выбирать с умом — имеет подходящее сочетание жесткости и упругости, чтобы пережить избиение в сражениях SCA. Кроме того, он близок по внешнему виду и толщине к лакированным японским пластинкам. Я не сторонник - и, вероятно, никогда им не буду — использования пластика для защиты корпуса, нигде, кроме японских пластинок. Они имеют правильный внешний вид, потому что, в конце концов, лакированная кожа все-равно выглядит как пластик. Фото слева показывает участок иё-дзанэ из лакированной кожи. На мой взгляд, смотрится как блестящий пластик.
Обсуждая проведение экспериментов по использованию пластика для защиты тела, я не могу терпеть одну вещь - использование в доспехах необработанного пластика от бочек, особенно его голубой инопланетной разновидности. У меня он вызывает отвращение, поскольку он никогда не будет смотреться правильно, вне зависимости от того, насколько тщательно с ним работали.
Те, кто меня знает, подтвердят, что при обычных обстоятельствах меня словно током передергивает, когда я слышу, что кто-то употребляет в одном предложении слова "пластик" и "доспехи"... но я действительно рекомендую пластик (ABS, Kydex, или что-то похожее) для кодзанэ. Причины очевидны. Учитывая размер пластинок, металл не сможет выдержать ударов, которым мы его подвергнем, если не будет хорошего качества и толщиной хотя бы 1,9 мм, и в итоге будет весить тонну (я полагаю тут подошел бы алюминий, из которого делают самолеты). Кожа, куир буилли или вощеная, вероятно, будет слишком ломкой (с учетом размеров кодзанэ). Куир буилли хороша для больших частей, но для пластин размерами пять на один сантиметр, с 13-ю отверстиями в каждой, этого не достаточно. С другой стороны, не обработанная кожа имеет упругость, но в ней нет необходимой жесткости.
Вам понадобиться пластик толщиной около 6 мм (или немного меньше, если вы будете делать мицумэ-дзанэ, разновидность пластинок с тройным перехлестом), и имеющий небольшую гибкость. К счастью, теперь появилась возможность достать профессиональный вариант, готовые формованные кодзанэ из пластика.
Noble Plastics, изготовитель пластиковых пластинок для боев SCA, начал выпуск пластиковых кодзанэ, которые я для них разработал. (они называют их “Пластинки Эффингэма" ("Effingham plates”). Они превосходно подходят для использования в боях SCA и даже для изготовления парадных доспехов. Они 7 см длинной и чуть меньше 2 см шириной - как раз под сантиметровый шнур вроде толстого плоского обувного, и сносно годятся для использования с шестимиллиметровой шнуровкой, такой как распоротый плоский парашютный корд.
Чтобы узнать подробности по расценкам и оформлению заказа, пишите им на этот адрес и скажите им, что вы прочитали про это здесь.
Если вы делаете доспехи для боя, вы можете сделать вот что: склепать кодзанэ вместо того, чтобы связывать их, по низу (по крайней мере, там, где требуется жесткость). Тем не менее, будьте осторожны, оставьте пластинкам возможность поворачиваться. Откровенно говоря, я не рекомендую этот способ, из-за огромного числа заклепок и так далее, но я упоминаю об этом, как о возможном варианте. Если вы решите сделать это, не забудьте, что пластины, которые будут снизу, вы должны прошнуровать необходимыми декоративными перекрестьями шнура, так что вам потребуется сошнуровать из обычным способом (либо шнуровать поверх заклепок).
Кодзанэ сначала сошнуровываются в полосы требуемой длинны через четыре пары отверстий в их нижних половинах. Этот процесс первичной шнуровки называется сита гарами (лит. "нижнее скрепление"). Настоящая сита гарами выполняется оленьей кожей, но вы можете использовать то, что будет удобней для вас. Нейлоновый шнурок неплохой вариант, но на самом деле идеально подойдет распоротый парашютный корд (предпочтительно черный).Этот первый шаг необходим для любого вида доспехов на основе пластинок.
Помните, что с течением времени и в зависимости от типа доспехов, размер кодзанэ изменялся. Как правило, они становились меньше — и короче, и уже. Возможно, это вас не волнует, но это надо иметь ввиду, если вы проектируете доспехи.
Размер пластинки, которую вы используете, так же производная от ширины шнуровочного материала, который вы можете достать. Размер, который вы должны держать в уме - дэхаба. Это обозначение для количества места, оставшегося для гребня пластинки, когда пластинки прошнурованны вместе. Другими словами, это ширина зубца. Одоси должна быть слегка шире, чем дэхаба. Кодзанэ от Noble Plastics рассчитаны для дэхаба на волос меньше 1 см, поэтому плоский шнур шириной 1 см будет для них в самый раз.
В реальном мире японских оружейников дело, конечно же, обстояло с точностью до наоборот - шнуровка заказывалась покупателем чтобы соответствовать по ширине пластинкам, которые будут использоваться. Однако, в нашем мире мы имеем небогатый выбор. Если вы счастливчик, имеющий доступ к широкому выбору шнуровочного материала, или вы планируете использовать кожу, которую будете нарезать сами, эта часть статьи нужна лишь для общего развития. Но если вам доступен шнуровочный материал лишь одной ширины - не меняйте ширину ваших кодзанэ.
Было бы ошибкой делать весь комплект из кодзанэ одного размера, работая над исторически точной копией. Кодзанэ, использовавшиеся в до, кусадзури, содэ, и других частях были практически всегда разных размеров. Очевидно, что кодзанэ к примеру, в сикоро, имели даже другую форму — низ шире верха — чтобы учесть коническую форму сикоро. То же можно сказать и о кодзанэ, использовавшихся в изготовлении нодова или ёодарэ какэ (оба вида защиты горла).
Это единственная проблема, которая встанет перед вами при использовании кодзанэ Noble Plastics — поскольку нет причин, по которым вы не сможете сделать боевые доспехи для SCA используя пластины одного размера — хотя при их разработке я специально сделал их слегка длиннее, чтобы вы при желании могли обрезать их слегка короче для содэ и кусадзури (либо вы можете просто прошнуровать из чуть более короткими поддерживающими шнурками). Так же, они не могут быть использованы в ёдарэ какэ или в сикоро — их форма просто не подходит для этих целей. Тут вы вынуждены будете использовать кодзанэ сделанные своими руками.
Начиная с шестнадцатого века оружейники начали "выкраивать" на до талию, уходя от просторных, расширяющихся силуэтов раннего периода.
Чтобы добиться этого, они применяли метод, использование которого требовало некоторой сноровки. Они придавали пластинкам легкий S-образный изгиб чтобы втиснуть верхний ряд под ряд, находящийся ниже. Это трудно сделать со шнуровкой, удерживающей полосы вместе.
Другие сошнуровывали кодзанэ в небольшую дугу, так, что если полосу для нагагава ставили на плоскость., она образовывала дугу, а не прямоугольник. Это создает уклон при выгибании под форму тела, позволяющий нижней части каждой пластинки "накладываться изнутри" к верху ряда, расположенного ниже. Этот метод вы должны будете использовать, работая с кодзанэ от Noble Plastics, поскольку они не имеют сужения.
Если вы делаете кодзанэ самостоятельно, это сужение легко воссоздать, вырезая кодзанэ брюшной секции до примерно на 1,5 миллиметра более узкими в низу. (Кодзанэ для кусадзури и татэагэ были прямыми.) Кажется, что это немного, но срезанные полтора миллиметра (меньше ширины линии, рисуемой обычным маркером Sharpie!) скидывают 2,5 сантиметра на каждые 32 пластины.
Существует два основных типа доспешных пластинок: хон кодзанэ и иё дзанэ.
Раннюю форму японских пластинок часто называют "хон кодзанэ" (лит. "настоящие маленькие пластинки") чтобы отличить их от суррогатной версии, называемой кирицукэ дзанэ. (Кирицукэ дзанэ — это метод, довольно распространенный для конца шестнадцатого столетия — вырезать верх сплошных пластин, так, чтобы они напоминали полосы из составных пластинок.)
Второй тип пластинок называется иё дзанэ. В отличие от хон кодзанэ, которые перекрывались на половину или на треть своей ширины, иё дзанэ перекрываются только на малую часть своей ширины, по краям. Их требуется меньше чтобы изготовить доспехи, и поэтому изготовлять их очевидно проще. С другой стороны, учитывая малое наложение, они не так прочны, как хон кодзанэ.
Многие доспехи второй половины шестнадцатого столетия были сделаны из комбинации этих двух типов. В таких доспехах, как правило, до был частью, изготовленной из иё дзанэ, в то время как болтающиеся детали - кусадзури, содэ, сикоро и т.д. - из хон кодзанэ. Насколько я знаю, по другому никогда не делали. (Так же, оружейники, делавшие до из больших или цельных пластин, часто комплетковали их болтающимися деталями из иё дзанэ.)
Ранние кодзанэ были плоскими, так что можно говорить о них, как о хира дзанэ. В четырнадцатом или пятнадцатом веке, оруженики принялись накладывать большее количество лака на внешний край пластинки, чтобы увеличить ее сечение. Этот нарощенный слой лака дал пластинкам их имя: мориагэ дзанэ. После этого практически все доспехи делались из мориагэ дзанэ. Однако, я не рекомендую пытаться сделать это; лак дорог, его трудно достать, и упоминал ли я о том, что он ядовит? Результатом баловства с лаком будет адская конжная сыпь. Не сходите с ума!
Ранние доспехи были так же полностью лакированны. Что я хочу этим сказать - после фазы сита гарами если требуется какое-либо формирование (скажем, для кабуки-до — брюшной секции доспехов), это делается сейчас, пока еще есть некоторое подобие гибкости. После этого ее практически не будет. Затем полосы лакировались (и еще раз и еще раз и еще раз и...) пока полоса не станет тяжелой и твердой, способной нанести серьезное тупое ранение, упав на ничего подозревающий палец ноги. Только после этой лакировки полосы шнуровались одна к другой вертикальной поддерживающейшнуровкой.
Поздние доспехи обычно лакировались на стадии пластинок (свидетельство чему мориагэ дзанэ), и затем подвергались процессу сита гарами. Там, где требовалась жесткость — особенно в болтающихся деталях — нижняя половина полос так же лакировалась. Туловище доспеха могло быть без этой второй серии наложения лакировки: вместо этого использовались сики (металлические или кожанные прутки, пришнурованные позади верхнего ряда сита гарама), находящиеся позади пластинок, чтобы удерживать любую необходимую форму.
Многие ранние доспехи, изготовленные в то время, когда поставки хорошей кожи были нерегулярными, были сделаны из пластинок, имевших конструкцию под названием мицумэ дзанэ. Мицумэ дзанэ на половину шире обычных пластинок и имеют три ряда отверстий под шнуры и сита гарами, поскольку они имеют наложение в две пластины, а не в одну.
Ранние доспехи часто изготовлялись из чередующихся пластинок (кожа, метал, кожа, метал...) для увеличения их защитных возможностей (металл) при сохранении пониженного веса (кожа). С 1500-х годов эта техника в значительной степени стала достоянием истории, поскольку металл был легче в обработке и его было проще достать. Металлические доспехи были более востребованны в поздние периоды, но кожанные пластики продолжали использовать.
В отличие от иё дзанэ, существет три разных кодзанэ для каждого шаблона. Это ключевой шаблон пластинки, который повторяется снова и снова, затем начальные пластинки и хвостовые пластинки. Обе они имеют ширину, равную половине ширины ключевой пластинки. Начальная пластинка - самая левая (если вы смотрите на полосу из пластинок), т.е., пластинка, предназначенная для верха. Хвостовая пластинка предназначенна для низа, помещается под последнюю пластинку справа от вас и ее не видно. Ее предназначение - выравнивание узора(Если вы используете кодзанэ от Noble Plastics, их легко сделать, беря одну кодзанэ и вертикально разрезая пополам.).
Кроме того, есть еще две формы пластинок. В обоих из них ключевая форма используется как источник. Одна, мэнаси ("слепой") дзанэ, не имеет трех верхних отверстий. Другая форма - это ёцумэ ("четырехглазый") дзанэ, имеющая на верху шесть отверстий вместо пяти. (У них обоих так же есть соответсвующие оконченые пластинки.)
Мэнаси дзанэ использовались там, где пластинки перекрывались другими большими пластинами. В ранних доспехах — особенно в о-ёрой — многие части имеют покрытую кожей деревянную полосу, накладывающуюся на верх первого ряда пластинок. Поздние доспехи не содеражт такихдеталей.
Ёцумэ дзанэ более обычны для поздних доспехов. Как и мэнаси дзанэ, они без вариантов используются только в верхнем ряду пластинок, но всякий раз, когда они крепятся к большой пластине под ними (типа мунаита, каммури ита, и т.д.)
Мэнаси дзанэ и ёцумэ дзанэ вмегда плоские, в то время как все кодзанэ, следуя за ключевым образцом, имеют немного вогнутый внутрь передний край. Это край, заходящий под перекрытие, и изгиб создан для того, чтобы помочь шнуровке проскользнуть между двумя пластинками и войти в ее отверстие. При желании, вы можете отогнуть край кодзанэ от Noble Plastics, но учитывая, что они имеют некоторую гибкость, это может не понадобиться.
Досехи из хон кодзанэ выглядят захватывающе, будучи сделанными правильно. Пластинки - это возможно, самый важный фактор. Они должны иметь правильный размер и припорции для доспехов, которые вы делаете и для используемой вами шнуровки. До-мару позднего периода, к примеру, не правильно делать из широких пластинок. Кодзанэ с течением времени становились все меньше. Вы должны представлять, что вы собираетесь делать, и понимать, что если вы делаете весь комплект в стиле позднего времени используя хон кодзанэ, вы проведете долгие часы сидя и долбя дырки в пластинках.
Я предполагаю, что вы будете делать доспехи из хира дзанэ (мориагэ дзанэ - это слишком хлопотно). Методики, которые я опишу, сгодятся для всего, начиная с о-ёрой и до поздних мару-до. В деталях будет разница, но методы изготовления в высшей степени схожи. Первая проблема - размер вашего кодзанэ. Помните о доспехах, которые вы хотите сделать, и используйте это как фундамент.
Первая вещь, которую вы должны сделать - это тщательно распланировать ваши доспехи. Будут ли ваши доспехи раннего периода (плоские пластинки с силуэтом, расширяющимся по мере понижения рядов пластинок), или позднего времени (сужающиеся пластинки, создающие сужающуюся талию)? Если вы занимаетесь поздними моделями, вы можете как сузить пластинки для вашего до, так и использовать другой метод, придавая каждой пластинке профиль, похожий на S, с тем, чтобы верх выдавался вперед, и нижняя часть вставала под идущий следом ряд.
Вырежте все ваши кодзанэ, и убедитесь, что у вас есть излишек, просто на всякий случай (или просто закажите несколько сотен!). Решите, куда пойдут какие платинки, и льдлэите те, что будут ёцумэ или мэнаси. Сделайте выкройку всего доспеха на чертежной бумагу и отметьте количество пластинок Пометьте, где вы будете увеличивать или уменьшать число пластинок, чтобы воспользоваться в этих местах некоторыми трюками со шнуровкой. Эти трюки будут описанны в разделе одоси.
Проделайте все отверстия. Это может занять долгое время. Вот для чего нужны повторные показы на ТВ и видео. Я нахожу вдохновляющими повторные просмотры Кагэмуся.
Эта фотография показывает две полосы из кодзанэ с ситагарами и несколько первых слоев лака. Еще будет наложен гладкий слой черного лака. Верхняя полоса показана изнутри, нижняя - с внешней стороны.
Если вы исопльзуете пластик, вы возможно захотите нагреть его, чтобы придать немного гибкости, и слегка отгнуть угол. Вы сможете сделать это даже над пламенем свечи, удерживая пластинку двумя круглогубцами с тонкими носиками. Не делайте этого с любыми из пластинок, предназначенных для верхнего ряда, если они будут крепиться к другой большой пластине.Конечно, пластинки для верхнего ряда кусадзури будут отгнуты назад, поскольу они предназначенны для подвешивания на шнурах, а не прикреплены к цельной пластине.
Если вы изгибаете плосы, вы можете перед сборкой нагреть пластикнки и придать им небольшой (не переусердствуйте с этим!) изгиб. На самом деле, это необходимо лишь для более широких пластинок, посокльку в проектах с использованием более узких пластинок будет достаточно сики. Это необязательно для кодзанэ от Noble Plastics.
Выстройте ваши ряды пластинок и проведите сита гарами.Если вы делаете настоящую сита гарами, вы можете захотеть поместить небольшие полоски из полуторамиллиметровой стали позади каждой полосы в качестве сики.
На этом мы действительно закончим с хон кодзанэ. Осталась одоси.
Иё дзанэ легко распознать по их широкой поверхности, не похожей на идущие зигзагом зубцы хон кодзанэ.
В иё дзанэ есть множество разных вариантов декоративного оформления верха. Самый распространенный, пожалуй, это койси гасира ("двойной горб", показанный в выкройках иё дзанэ). Другие часто встречающиеся варианты - яхадзу гасира, выглядящий как пропил на стреле (т.е., V-образный вырез в центре), кодзанэ гасира (где пластинки вырезаны, имитируя контур двух или более хон кодзанэ), гойси гасира (названная как камни в игре го, с верхом в виде одного полукруга), и гойрин гасира (который выглядит как треугольник с обрезанным верхом), но иё дзанэ могли даже оставаться ровными и плоскими (итимондзи гасира).
Иё дзанэ сначала связываются друг с другом в полосы требуемой длины с помощью сита гарами вдоль их нижней половины. Затем они покрываются лаком , и вся поверхность полосы обклеивается листом тонкой кожи. Самым подходящим материалом для этого всегда была кожа собак, посокльку она достоточно тонка и податлива. (Пожалуйста, не шлите мне письма ненависти: я люблю собак. Я просто рассказываю вам, как это положено делать) Следующим шагом в коже протыкаются отверстия для кэдатэ и навамэ гарами. Затем все это лакируется, делая полосу одним целым, и теперь она может сошнуровываться с другими полосами такой же конструкции.
Иногда, до из ие дзанэ покрывался еще одним слоем кожи и лакировался, создавая ровную поверхность и превращаясь в хотокэ до, который нельзя идентифицировать как пластинчатую конструкцию. Признаюсь, что хотя я всегда хотел сделать что-нибудь столь же дотошно аутентичное, я не мог понять смысл потратить такое количество времени на изготовление пластинок толькто для того, чтобы покрыть это все кожей и залакировать.
Очень распространенное применение для иё дзанэ - изготовление хаидатэ. В это случае они обычно были либо итимондзи гасира или гойси гасира иё дзанэ. Смотрите часть "Хаидатэ", там описанны подробности этого специфического типа пластинок и сборки, поскольку пластинки там слегка отличаются в исполнении.
Изготовление полос из иё дзанэ - занятие безболезненное, насколько это может быть при работе с пластинками. Они могут украсить простую броню, имеющую "болтающиеся детали" (кусадзури, сикоро и содэ), сделанные из иё дзанэ, контрастируя с панцирем из цельной пластины.
Для применения в SCA, самым простым способом сделать это, будет шнуровать пластинки вместе с помощью сита гарами до ширины, требуемой для ваших полос. В отлчиче от хон кодзанэ, где оружейники использовали целые пластинки, с иё дзанэ у вас есть возможность обрезать края везде, где вам будет нужно. Взгляните на любой комплект, изготовленный из иё дзанэ и вы заметите, что выравниванию пластинок не придавалось большое значение. На самом деле, хаотичность узора - это часть, добавляющая привлекательности. Чтобы сделать полосы прилегающими, одна должна быть на 6 мм уже, чем другая. Просто отрежте край и не волнуйтесь по этому поводу. Шнуровка идет ровно, края полос идут ровно, а от пластинок этого не требуется.
Лучший материал для сита гарами, как ужеотмечалось ранее, это оленья кожа. Отрежте две полосы шириной 0,5 мм необходимой длины. С полосами иё дзанэ обязательно должны использоваться сики. Не давайте полосам стать мягкими. Если я делал доспехи для боя из иё дзанэ, я мог даже пришнуровать к сита гарами вместо сики полосу из 1,5 мм стали в 2,5 см шириной, или даже приклепать иё дзанэ к "сики" шириной 2,5 см, делая таким образом конструкцию более мощной.
Не пробивайте отверстия для шнуровки до тех пор, пока не будут с помощью сита гарами собранны полосы. После сборки полос, но перед тем, как накладывать кожу, вы должны разложить их в том виде, в котором они будут носиться или использоваться, и разметить места для отверстий, проводя полосы вдоль полос вашим верным карандашом. Проделайте отверстия и сделайте их чуть больше, чем вам нужно, из-за того, что вы будете покрывать их кожей.
Это в значительно мере установленный метод, применяемый для собачьей кожи. Так как я предполагаю, что вы не захотите использовать этот материал, вы можете заменить его какой-нибудь очень тонкой (используемой в одежде или легче - я рекомендую использующуюся для подкладки одежды) кожу. Густо намажте вашу полосу клеем Barge Cement (или каким-нибудь другим феноменально сильным клеем для кожи) и приклейте кожу. Убедитесь, что вы вдавили кожу во все впадины и сгибы и что ситагарами проступает. Когда перед высохнет, натяните кожу на края и убедитесь, что задняя сторона также покрыта.
Самый легкий способ сделать это - вырезать отдельные куски кожи для задней стороны каждой полосы, слегка перекрывающкю края, которые вы вытяните с передней части. Не прикладывайте заднюю часть до тех пор, пока клей полностью не просохнет.
Используя лезвие острого ножа X-Acto (для этого отлично подойдет #11), вырежьте маленькие дырки в коже, где будут идти отверстия для шнуровки. Нанесите немного клея внутрь краев дырки, и заостренным стержнем вдавите кожу "вниз" с одной и другой стороны отверстийя. После того, как кожа высохнет (дайте ей день или два, не рискуйте), вы можете покрасить ее нашим обычным материалом, спреем Rust-Oleum. Вы так же можете оставить ее как есть. Похоже, многие доспехи были покрыты кожей и просто покрашены.
Правильно сделанные кирицукэ дзанэ практически не отличимы от хон кодзанэ, пока не посмотришь совсем близко. Менее дорогие формы представляют собой просто металлические или кожанные полосы с пилообразными или зигзагообразными вырезами вдоль верха, придающими вид пласинчатой конструкции. Очевидно, это не те, что способны одурачить экспертов.
В отличие от иё дзанэ, кирицукэ должны шнуроваться в стиле кэбики иначе иллюзия потеряет смысл. Так же как в настоящих доспехах из пластинок, ширина ваших вырезов должна соотноситься с шириной вашего шнуровочного материала. Если ваш имеет ширину 6,5 мм, ширина каждого "зубца" — дэхаба — должна быть неуловимо меньше этой величины.
Есть несколько методов изготовления кирицукэ дзанэ. Хотя оригиналы обычно были изготовлены последовательным наложением лака или пасты на манер мориагэ дзанэ, я предпочитаю более простой метод, которому меня обучил оружейник в Харамати на севере Японии.
Начните с кожи в 10 унций - того же веса, из которой вы могли бы сделать пояс. Вырежьте ваши "полосы" нужной формы и длинны. Вырежьте зигзаги по верху, помня о требованиях к ширине вашей шнуровки.
Так же, нарежьте несколько миллионов узких полос около 3 мм шириной и 38 мм длиной из десятиунцевой кожи. Наклейте эти "ребра" с помощью клея Barge Cement вдоль того, что станет выступающим (или задним) краем пластинок (На том, что станет нижней пластиной, ребра, конечно, должны доходить до нижнего края пластины, так что они должны быть вырезаны по ширине вашей пластины). Важно помнить, что ребро должны быть на самом краю правой стороны детали, и его не должно быть на краю левой стороны (смотрите иллюстрацию внизу справа). Это для нормальных пластин (для татэагэ и всех болтающихся деталей). Рисунок внизу показывает процесс от квадрата до "изваянных" на кожанной панели полос.
Дождитесь, пока клей просохнет, затем пробейте все необходимые отверстия. Включая маленькие отверстия для одного ряда ситагарми, поскольку здесь вам определенно понадобяться сики. Эти отверстия должны быть маленькими, поскольку вы будете использовать искусственные сухожилия. Отмечу, что отверстия для навамэ и кэдатэ находятся возле выступающего края или ребра, а не в середине, это соответсвует действительному расположению отверстий в доспехах из хон кодзанэ.
Ножом X-Acto срежьте передний край кожанной полосы, чтобы он стал напоминать наложение пластинок. Так же, вы должны подрезать и смягчить другой край. Это та точка, в которой вы должны помещать сики во все пластины, кроме самой нижней.
Иллюстрация справа показывает сформированные пластины. Полоса слева представляет пластины, на которых нет петель, такие как пластины для татэагэ (нагрудные и наспинные пластины), содэ и кусадзури. Полоса справа типична для тех случаев, когда на край ставяться петли.(таких, как корпус до), и потому шире, чтобы вместить петли. Обратите внимание, что только край, на который ставят петли, имеет полную толщину и расшеряется таким образом.Для пластин туловища, которые будут подвешиваться на петлях, ребро на левом краю должно иметь ширину в 1,27 см вместо обычной ширины, чтобы вместить основание петель. Обратите внимание, что правый край пластины корпуса, которая будет навешиваться на петлях напротив этой пластины, должен так же иметь ширину ребра в 1,27 см, в отличие от нормальных пластин.
Возьмите сики и придайте ему форму, которую должна иметь ваша пластина, и пришейте сики к пластине с помощью искуственных сухожилий. Сики должен быть примерно на 9,5 мм короче, чем пластина, если вы не хотите его выставлять на показ, или чтобы он торчал по краям. Покройте нижнюю половину задней стороны пластины — часть, закрывающую сики — клеем Barge Cement и поместите полосу, шириной 1,27 см, поверх нее (муслин отлично подойдет). Для самых нижних пластин, тех, что полностью ребристые, вы должны первым делом сделать сики. Пришить сики на место с ребрами на поверхности кожи непросто. Фотография слева показывает действие сики на внутренней стороне лакированной кожанной пластины.
Теперь пришло время трудной части
Если вы имеете доступ к настоящему лаку и являетесь мазохистом, начинайте лакировать. Слой за слоем, между слоями шлифуя изделие песком. Я никогда не пробовал использовать для этого обычную краску, но думаю, результат будет похожим. Вы так же можете нанести полудюжину слоев полиуретанового покрытия, и затем покрасить это краской Rust-Oleum. Это делается для того, чтобы кожа стала необычайно твердой. Убедитесь, что каждый слой высох перед тем, как касаться его и начинать работать со следующим; невыносимо видеть отпечатки пальцев, и в конце концов вы себя возненавидете.
Это очень утомительные в изготовлении доспехи, но эффект может быть ошеломляющим. Такие доспехи - это обычно самые дорогие комплекты, сделанные во второй половине шестнадцатого столетия. При желании, вы можете с помощью этого метода надстройки кожи так же сделать доспехи в исполнении псевдо иё дзанэ. Я не думаю, что вы захотите сражаться в таком комплекте, но выглядеть он будет внушительно.
Для до, сделанного из иё дзанэ, вы можете использовать эту технику надстройки чтобы сделать действительно впечатляюще выглядящие болтающиеся детали, завершающие комплект.Для до из обычных пластин, болтающиеся детали из иё дзанэ добавят весьма немного таланта.
Если вы хотите сделать доспехи из кирицукэ дзанэ для боев в SCA, пластины из стали 1,2 мм будут вашим лучшим выбором, просто вырежьте пластины, чтобы они напоминали головы кодзанэ, сформируйте, покрасьте и прошнуруйте их. Если хотите потратить время, вы можете вырезать головы кирицукэ дзанэ на пластинах из стали 1,2 мм, а затем выбить на них ребра.
This page and all contents copyright ©2001, 2003 by Anthony J. Bryant.
Все права на эту страницу и ее содержимое принадлежат Антонии Дж. Брианту.
Перевод Погодаев А.Е. КИФР Хаттори
Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.