Nihon Katchû Seisakuben
Online Japanese Armour Manual

Часть Первая:
История доспехов


      Самые ранние японские доспехи представляли собой сплошные металлические панцири, сделанные из нескольких секций из пластинок – часто имевших форму, близкую к треугольной – которые были плотно сошнурованны вместе и обычно покрывались лаком против ржавчины. Нет ясности, как их называли на самом деле, некоторые предлагают термин кавара, означающий “плитка”, другие считают, что это был просто ёрой, означающий “доспехи”. Этот стиль брони стали называть танко, что значит “короткий доспех”. Доспехи имели петли на одной стороне, либо даже были без петель, закрываясь за счет упругости, и открывались по центру передней части. Расцвет танко приходится на период с четвертого по шестой век. Различные добавления приходили и уходили, включая состоящую из пластин юбку и защиту плеча.

Два старинных доспеха
Слева: танко (только панцирь). Справа: кэйко.
 

     Танко медленно выходил из обращения и замещался новой формой доспехов, прототипом которой, похоже, были континентальные модели. Эта новая форма доспехов затмила танко и установила образец на следующую тысячу лет. Конструкция была пластинчатой. Из-за того, что сплошной танко опирался на бедра, а новая пластинчатая броня висела на плечах, историографическим термином, данным ей, стал кэйко (висящая броня).

     Общий контур имел вид песочных часов. Кэйко обычно открывался спереди, но так же были известны модели, напоминающие пончо. Не смотря на раннюю датировку (с шестого по девятый век), кэйко был более сложным типом брони, чем поздние модели, поскольку в одном комплекте могло использоваться шесть или более разных типов и размеров пластинок.

      Большая часть того, что нам известно о внешнем виде и конструкции танко и кэйко – следствие огромной работы покойного профессора Суэнаги Масао, выдающегося археолога и историка, который кропотливо восстановил множество различных комплектов доспехов после изучения остатков, извлеченных из японских могильных курганов.

      Проникновение в Японию буддизма в шестом веке повлекло постепенное угасание старых традиций похорон и последующей потери огромного количества археологического материала. Между последними курганами восьмого - девятого веков, и самой старой сохранившейся броней века одиннадцатого, мы имеем промежуток, о формах доспехов которого мы можем лишь строить догадки, основываясь на том, что было до того, и что затем последовало. Одна из форм кэйко, утикакэ-сики кэйко, явно была последним развитием кэйко, и очевидным предшественником следующего вида доспехов.

Раннее средневековье

      Классический японский доспех, тяжелый, прямоугольный, коробчатый комплект, сейчас называют о-ёрой (большая броня), хотя на самом деле он назывался просто ёрой. Старейший сохранившийся о-ёрой сейчас стал просто полосами, сделанными из пластин, прошнурованных вместе. Другими словами, это больше не цельная часть доспехов, которую можно одеть. Мы все еще можем сказать что это такое, и по пучкам шнура, оставшимся от шнуровки во всех поддерживающих отверстиях, мы так же модем говорить о том, что это были богато украшенные доспехи, со шнурами шести разных цветов, создающих пирамидальный узор. Доспехи, хранящиеся теперь в Оямадзуми Дзиндзя, были изготовлены в два первых десятилетия десятого века. Эти доспехи демонстрируют единственный сохранившийся пережиток из конструкции кэйко: шнуровку, идущую прямо вниз вертикальными линиями. Эта вертикальная шнуровка появляется так же в миниатюрной модели о-ёрой, изготовленной оружейником и находящейся сейчас в Императорской коллекции. Всего несколькими десятилетиями позже доспехи демонстрируют узор шнуровки вниз, по диагонали и опять вверх, рассматривающийся теперь как стандарт.

      Важная особенность о-ёрой то, что в поперечном разрезе при взгляде сверху корпус образует букву C,поскольку он полностью открыт с правой стороны. Три больших, тяжелых набора пластин юбки из полос кодзанэ свисают с него – один спереди, один сзади и один слева. Правая сторона защищена сплошной металлической пластиной, называемой ваидатэ, с которой свисает четвертый набор юбочных пластин. Два больших квадратных или прямоугольных наплечника, называемых о-содэ, имевших размер c обложку винилового альбома (помните такие?), крепились к плечевым ремням. Небольшие закругленные выступы торчали из плечевых ремней, чтобы придать дополнительную защиту со стороны шеи.

      Две пластины, висящие на передней части доспеха и, якобы, защищающие таким образом подмышки, назывались сэндан-но-ита и кюби-но-ита. Сэндай напоминает миниатюрный содэ, и носится справа, кюби цельная пластина, длинная и узкая, и носится слева. Обе они привязываются к плечевым ремням спереди доспеха.

Три типичных о-ёрой

Различные о-ёрой. Слева: Кон ито одоси (темно-синяя шнуровка) о-ёрой. Середина: “Татэнаси но ёрой” (семейная реликвия Такэда, со шнуровкой кодзакура [кожа с тиснеными цветами вишни]; название означает “без щита”). Справа: современная репродукция акаито (красная шнуровка) о-ёрой.  
 

    Самые ранние о-ёрой, по-видимому, имели на один ряд меньше пластин в передней и задней панелях юбки, что, без сомнения, делало их более удобными при верховой езде. Более поздние модели, начиная примерно с двенадцатого века, имели полный набор пластин юбки, но нижний ряд впереди и сзади был разделен по середине, чтобы обеспечить такой же комфорт.

      Около четырнадцатого века на левой стороне была добавлена подмышечная пластина. До этого просто подкладывали полосу кожи под верхнюю пластину, находящуюся под рукой, но теперь туда пришнуровывалась цельная пластина, напоминающая по форме мунаита (“грудная пластина”). Ее предназначением была дополнительная защита подмышки, а так же общее усиление этой части доспехов.

      На спине вторая пластина шнуровалась не обычным способом, а “на изнанку” – т.е., шнуровка для следующей пластины выходит сзади нее, а не спереди, так, что она перекрывает эту пластину сверху и снизу, а не только сверху. В центре этой пластины, метко названной сакаита (“перевернутая пластина”), находится большой орнаментированный крепеж для кольца. Это кольцо – агэмаки-но-кан, из него свисает огромный узел в форме бабочки (агэмаки). Шнуры, выходящие сзади содэ, крепятся к “крыльям” этого узла, помогая зафиксировать содэ на месте.
Полководец в о-ёрой
Полководец в о-ёрой, типичном в 12-15 вв.

      Вся передняя часть туловища покрыта передником из тисненой, либо узорчатой кожи, называемым цурубасири (“бегущая тетива”). Целью этого покрытия было предохранить тетиву от зацепления за верхний край пластинок в то время, когда воин стрелял из своего главного оружия. Поскольку самурай в доспехах часто выпускал стрелы, натягивая тетиву вдоль груди, а не к уху, как обычно (большие шлемы обычно не позволяли использовать этот метод стрельбы), это было логичным усовершенствованием. Кожа с тем же самым узором использовалась по всему доспеху: на плечевых ремнях, на грудной пластине, на отворотах шлема, на верху содэ, на козырьке и т.д.

      Ранние воины носили только один бронированный рукав (котэ) на левой руке. По существу, главным его предназначением было не защитить, а убрать мешковатый рукав одежды, надеваемой под доспехи, чтобы он не мешал луку. Только в тринадцатом столетии, или около того, пара рукавов стала распространенным явлением. Котэ надевался раньше доспехов, и привязывался длинными кожаными ремнями, идущими вдоль тела. Следующей надевалась отдельная боковая пластина для правой стороны (ваидатэ). Воины обычно носили эти два предмета, защиту горла (нодова) и бронированные наголенники (сунэатэ) в районе лагеря, как своего рода “полуодетую” броню. Вместе эти предметы называются “когусоку” или “маленькая броня”.

      О-ёрой – это очевидно громоздкие и тяжелые доспехи. Кроме того, они были дорогими. Для вассалов и младших воинов были разработаны до-мару и харамаки. Эти доспехи имели больше пластин в юбке и прилегали ближе к телу, делая ненужным ваидатэ. До-мару открывался под правой рукой, харамаки – на спине.

Высокое средневековье

Воин периода Камакура, одетый в харамаки
Харамаки до, типичное для 14-15 веков.
 

     Во время периода Камакура (1183-1333) о-ёрой был главным типом доспехов для тех, кто имел положение, но самураи сочли до-мару более легкими, более комфортными доспехами, чем о-ёрой и начали надевать их все более часто. К середине периода Муромати (1333-1568) о-ёрой встречался редко.

      В ранних до-мару не было подмышечной пластины, как и в ранних о-ёрой, но около 1250 года она появляется во всех доспехах. До-мару надевались с огромными содэ, такими же, как в о-ёрой, в то время как харамаки по началу имели на плечах лишь маленькие пластины в форме листа (гёё), служащие сполдерами. Позже, они были перенесены вперед, чтобы прикрывать шнуры, удерживающие плечевые ремни, заменяя сэндан-но-ита и кюби-но-ита, а харамаки стали комплектоваться содэ.

      Защита бедра, названная хаидатэ (лит. “щит для колена”) в форме разделенного передника из пластинок, появилась в середине тринадцатого века, но не спешила завоевать популярность. Разновидность ее, появившаяся в начале следующего века, имела форму хакама длинной до колен с небольшими пластинками и кольчугой спереди, и больше всего походила на мешковатые бронированные шорты-бермуды. В течении столетий хаидатэ в виде разделенного передника стали доминирующими, понижая статус вариации в виде коротких хакама до сувенира.

      Чтобы удовлетворить потребность в большем количестве доспехов, требовалось более быстрое производство, так появилась сугакэ одоси (редкая шнуровка). Известно несколько комплектов доспехов, имеющих торс со шнуровкой кэбики, а кусадзури (тассеты) - со шнуровкой одоси, не смотря на то, что вся броня собрана из пластинок. Позже, в первой половине шестнадцатого века, оружейники начали использовать сплошные пластины вместо полос, набранных из пластинок. Часто в них проделывались отверстия под полную шнуровку кэбики, но не редко отверстия делались и под шнуровку сугакэ.

 

Период позднего средневековья

До-мару 16-го века
До-мару шестнадцатого века.
 

      Последнюю половину шестнадцатого столетия часто называют Сэнгоку Дзидай, или Эпоха Сражений. В течении этого периода почти не прекращавшихся войн, множество даймё соперничали за власть и преобладание над соседями и соперниками. Некоторые из них даже хотели добиться главного приза – стать тэнкабито, или властителем страны. Только два человека в течении этого времени смогли добиться чего-то, близкого к этому: Ода Нобунага (1534-1582) и Тоётоми Хидэёси (1536-1598).

      Эти пять десятилетий видели больше усовершенствований, новшеств и переделок в доспехах, чем все предшествующие пять веков. Доспехи подверглись своего рода энтропии, от полностью прошнурованных пластинок к редко шнурованным пластинкам, к редко шнурованным сплошным пластинам, к склепанным большим пластинам, к сплошным пластинам. Каждый из этих шагов означал, что доспехи стали дешевле и быстрее изготавливались, чем модели до них.

      Одним из самых важных факторов, влиявших на доспехи в этот период, были аркебузы с фитильным замком, называемые в Японии тэппо, танэгасима или хинава-дзю (первый термин, вероятно, был самым часто встречающимся в то время). Это создало потребность в тяжелых, пуленепробиваемых доспехи у тех, кто мог себе их позволить. В конце появились сплошные панцири из тяжелых, толстых пластин. Многие сохранившиеся экземпляры имеют многочисленные отметины от проверок, доказывающих мастерство оружейников.

Три доспеха, типичных для периода сэнгоку
Три комплекта доспехов конца 16-го века. Все ни-маи до (доспехи-ракушки).
 

      Некоторые историки, специализирующиеся на доспехах, предполагают, что полностью склепанные панцири-ракушки и панцири, со спиной и грудью из одной пластины, были заимствованы из европейских доспехов. Возможно это так, в любом случае это был логический шаг в развитии японских доспехов.

      Доспехи европейского происхождения стали популярными символами положения в обществе. Эти доспехи были, конечно, сильно модифицированы, чтобы соответствовать вкусу японцев, фактически оставались только шлем и панцирь. И даже они были “японизированны”. К панцирю была добавлена юбка в японском стиле, а шлем был развернут задом наперед и к несу была приделана ламеллярная защита затылка.

      Самураи могли выбирать защиту для рук и ног из огромного количества стилей. Этот период, более чем любой другой, создал настоящее разнообразие и в вопросах стиля, и в вопросах художественного оформления. Изменения, коснувшиеся панциря, можно посмотреть в главе “До.”

Два типичных ''комплекта'' для вассалов периода Сэнгоку Два доспеха, обычные для вассалов. Слева хотокэ до, справа окэгава до.  
 

      Возрастающее число войск в доспехах на поле боя повлекло за собой огромную потребность в идентификации друзей и врагов. Во второй половине столетия появились знамена, носившиеся на спине, и помогавшие идентифицировать войска в бою. Это знамя называлось сасимоно. Его древко проходило через крепление, расположенное между лопатками, и удерживалось в небольшом кармашке на спине. Другие методы включали изображение герба воина – или герба господина – в центре до. Это было обычным делом для доспехов вассалов, и очень редко встречалось в доспехах, предназначенных для людей высокого положения. Такие люди обычно выделялись богатыми украшениями и экзотической конструкцией своих шлемов. Это такая важная часть японской истории, что в наши дни в фильме достаточно показать шлем, и его владелец будет узнан; сопоставимые примеры на западе – это треуголка Наполеона, шапка из шкуры енота Дэниела Буна, или охотничий кепи Шерлока Холмса.

Новое время

      После 1600 года оружейники создали множество доспехов, полностью непригодных для поля боя. Это было во время Мира Токугава, когда война ушла из повседневной жизни. К несчастью, большинство сохранившихся до сегодняшнего дня в музеях и частных коллекциях доспехов датируются этим периодом. Если вы не будете знакомы с появившимися изменениями, легко по ошибке реконструировать эти поздние привнесения. Чтобы избежать этого, я рекомендую стараться насколько возможно лучше изучать исторические доспехи.

      В 1700 году ученый, историк и философ Араи Хакусэки написал трактат, прославляющий “древние” формы доспехов (определенные стили, относящиеся ко временем до 1300-го года). Хакусэки порицал тот факт, что оружейники забыли, как их делать, а люди забыли, как их носить. Его книга вызвала возрождение старейших стилей, правда, прошедших сквозь призму современного восприятия. Это породило несколько изумительно эксцентричных и множество просто отвратительных комплектов.

       В 1799 году специалист по истории доспехов Сакакибара Кодзан, написал трактат, призывающий к боевому использованию брони, в котором он порицал тенденцию к изготовлению антикварных доспехов, делающихся лишь для красоты. Его книга вызвала второй поворот в дизайне доспехов, и оружейники снова начали изготовлять практичные и пригодные для боя комплекты, обычные для шестнадцатого века.

This page was last modified on: 3/16/04

This page and all contents copyright ©2001, 2003 by Anthony J. Bryant.

Все права на эту страницу и ее содержимое принадлежат Антонии Дж. Брианту.
Перевод Погодаев А.Е. КИФР Хаттори
Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.


Наверх | На главную

Хостинг от uCoz